Зарубежные академии

Думаю, что не мало родителей, которые задаются вопросом о целесообразности  тренировок  в юном возрасте (до 10-12) в зарубежных теннисных академиях. В этом разделе, немного коснусь данного вопроса, возможно это поможет кому-то сформировать или дополнить свою точку зрения. В разделе  про выбор тренера, я уже акцентировал внимание на том, что главное это ориентация на тренера , а не на вывеску теннисного клуба или академии.

Конечно серьёзная академия  обязана держать в штате хороших тренеров, но это не является правилом, поэтому данный вопрос всегда требует особого внимания. Например, в одной очень серьёзной теннисной академии, моей дочери  определили тренера, которого назвать детским было нельзя. При этом мне его представили как классного тренера, работавшего с игроками топ-100 АТР, но качественной тренировке ребёнка он не соответствовал, прежде всего по параметрам общения и пояснения материала.  Возможно с игроками топ уровня, которым детальные пояснения не требуется и техника в целом уже "поставлена", не так важно то, что детям крайне необходимо.

Поэтому первый важный момент, это компетенции  и соответствие тренера вашим задачам. Часто, когда мы рассматриваем поездку в какую-нибудь академию, то не знаем вообще какого тренера дадут ребёнку, если только это не заранее оговоренные индивидуальные тренировки у конкретного специалиста. Мы просто выбираем вывеску и цену, надеясь, что это и есть показатели обеспечивающие наибольшую эффективность. Лично я, в этом совсем не уверен, поскольку сам сталкивался с этим, и не раз слышал рассказы других родителей. Здесь требуется пояснить, что же подразумевать под понятием "наибольшая эффективность". А это то, что вы и ждёте как результат от занятий там. Если основная цель прибегнуть к помощи хорошего специалиста в части постановки техники, нахождения проблемных мест в имеющейся, разработку методики смены движения при необходимости , итп, а получаете по факту 6-8 человек на корте, много игровой практики, но нет решения по вашим задачам, то это не оправдано.

Кто-то может сказать, что по 6-8 человек  обычно не бывает, и будет прав, но именно столько  было в 2017 г. в одной очень известной испанской академии имени прославленного теннисиста, о чём мне рассказал сильно разочарованный этим обстоятельством родитель, посещавший её с  сыном. Да, шикарные корты, обстановка, бассейны, итп, и это конечно важно, но если не решается основная цель поездки, а она не просто спарринги  с другими детьми в шикарных условиях, то стоит задуматься над целесообразностью этого мероприятия.  

Развивая вопрос связанный с корректировкой там техники, её сменой итп,  здесь всё сложнее чем кажется. Надо понимать, что за неделю или две, никто не сможет переделать что-то и закрепить, т.е придётся этим заниматься долго потом, по приезду домой. А кто будет за этим следить здесь, основываясь на тех рекомендациях, которые дал тот далёкий тренер и используя его методологию? Ваш местный тренер? Многие тренера, даже не будут обсуждать это, сказав, что они сами профи(даже не понимая часто, что же такое современный форхенд) и спросят вас, зачем вы, что-то хотите менять, подразумевая недоверие к себе. Они будут и правы и не совсем правы. Правы, потому, что если вы занимаетесь у тренера, то не надо путать ребёнка и ломать то, что тренер так долго настраивал. Но не совсем правы, потому, что помимо их одного варианта ударного движения, которому они обучают, существуют ещё и другие, быть может гораздо прогрессивнее. Почему бы не обсудить с родителями все ньюансы, и рассмотреть возможные варианты. Да, много сложностей и особенностей, которые к тому же тренер должен понимать, но если он действительно высокого уровня, и способен подойти к вопросу индивидуально, вам повезло.  

Или например, пришёл к тренеру новый ученик, обученный удару с "полузападной" хваткой , но тот привык обучать всех только с "восточной", и у него начинаются непонимания с согнутым на ударе локтем, и другими деталями удара. И ради этого непонимания надо менять хватку и структуру удара, ломая то, что было уже наработано ? А почему не развивать игрока в рамках той специфики удара, которая уже есть у него?  В общем, если ваш тренер имеет широкий кругозор по пониманию ударных и двигательных  элементов из разных техник, и способен обсуждать это и обучать игрока дифференцированно, то он достаточно высокого уровня. В этом случае, возможно найти понимание по вопросу введения в технику того, что вы почерпнули где-то у зарубежных специалистов. Если нет, ставить задачу при посещении теннисных зарубежных академий , на изучение и корректировку техники, не имеет смысла.Надо подумать, кто будет далее следить за технически верным исполнением, поскольку часто будет что-то "слетать и разваливаться". Даже если вы ставите такую задачу, сначала должны убедиться в том, что тот специалист, который вам будет "ставить" новый удар, это тренер с высокой квалификацией и пониманием современной ударной техники тенниса.

Как видите много всевозможных "подводных камней" возникает в этой связи. Поэтому всегда продумывайте ваши поездки со всех точек зрения, и особенно со стороны теннисного развития ребёнка, а не просто "набитости", на повышенных объемах. Если хотите посмотреть на других и себя показать, хорошо и действительно интересно ,но помните, что не надо забывать и про качество процесса. Есть вещи, связанные с общими принципами биомеханики ударов и передвижений, и вам об этом скажут одно и то же разные тренеры, но также существует и много  специфических модификаций. Вы должны заранее определиться готовы вы их перенимать или нет. Если нет, сразу скажите главному тренеру и тренеру на корте. Иначе может возникнуть ситуация ,когда он будет принуждать ребёнка делать на корте, то что говорит, и может возникнуть неприятная ситуация. Не перекладывайте её на ребёнка на корте, решите сразу этот вопрос.

Если готовы переучиваться, то далее имеет смысл придерживаться этого. Помните, даже два классных тренера могут "засыпать" технику игрока, если их инструкции к деталям удара сильно разнятся, а теннисист  обучается этому у обоих. Именно поэтому такое делать недопустимо. В общем задумывайте всегда на целями и задачами и в этой связи.  

Далее приведу описание того, что я увидел в некоторых  зарубежных теннисных академиях. Для начала поясню, что не все академии вообще работают с детишками возраста до 10-12 лет,  многие тренируют уже с 14 летнего возраста, в том числе и с проживанием. Это уже другая стадия развития и в ней также надо поискать свою целесообразность.

Академии во Флориде

Решив изучить перспективу  занятий и возможности теннисного роста  в американских академиях, а также пройти обучение у одного из лучших мировых тренеров Рика Мэсси, мы отправились во Флориду, когда дочери было 8 лет. В качестве небольшого отступления, скажу, что Рик Месси, признавался не раз лучшим детским тренером  в США и стажировка у него была чрезвычайно полезной. Я научился очень  многому и рад, что наши тренерские философии  совпали, что укрепило меня в правильности исповедуемых подходов  и методик. Выбор в пользу  этой академии был сделан именно по принципу" выбора тренера", с  безоговорочным доверием к его квалификации, работавшего в детстве с очень многими звёздами мирового тенниса.  Естественно, мы изучили  обстановку в академии Рика Месси, а также EVERT  IMG Academy, расположенную поблизости. Кстати, подход к кортам обеих академий свободный и любой желающий может свободно подойти  и посмотреть на происходящее.

Как многие знают ,во всём мире уже давно перешли для тренировок с маленькими детьми на систему 10S, т.е для каждого возраста свои мячи , размер площадки и правила. Хотя об этом уже подумали ведущие мировые специалисты , и  даже настояли на введении её в теннисных федерациях многих стран, в академиях где мы были, это не особо на тот момент практиковали. 

В теннисной  академии EVERT дети на тот момент (2014 г.) тренировались обычными взрослыми желтыми мячами , о чём  меня сразу в переписке предупредили  представители академии. Конечно у всех свой подход  к методам теннисного обучения , однако странно почему большинство мировых экспертов по детскому теннису пришли к пониманию, что облегченные мячи с меньшим отскоком и скоростью , а также укороченные площадки , это благо и помощь в развитии детей , а отдельные специалисты упорно не хотят этого замечать. Не знаю , может сейчас там уже, что-то и поменялось... Кстати ,эта проблема и у нас также была и многие клубы и тренеры ещё не готовы понять это важное обстоятельство ,продолжая утверждать ,что они же так играли….  ну и наверно цели другие, видимо надо начать быстро выигрывать на стандартных кортах.

В  теннисной академии Рика Мэсси, понимали важность работы в удобных  для ребёнка условиях и работали с облегченными мячами, хотя очень часто практиковали  и обычные, пусть даже сдутые от времени. Не могу сказать ,что посещаемые мной американские академии  удивили меня каким-то продвинутым обучением теннису детей возраста 7-10 лет  на групповых занятиях.  Обычные упражнения , на групповых тренировках не видно индивидуального подхода ,всё бодренько и весело, но работы на качество и с каждым отдельно почти нет.  И в той и в другой академии я увидел примерно одну и ту же картину тренировок, в группе по  5-6 детей , которые по кругу делают разные стандартные упражнения , тренер особо никому ничего не поправляет или не говорит в чём была ошибка в данном ударе, т.е эффективной обратной связи почти нет. На кортах EVERT, я увидел как тренер постоянно говорит только с одной и той же девочкой на испанском , корректируя её , но остальные делали также неверно , а им только common…. Почему? Может они уделяют много времени качеству на индивидуалках , но с такими их высокими ценами особо не разбежишься.  Например , индивидуальная тренировка у Рика Мэсси –  300 долл\час., у его учеников-тренеров  от 100 долл. за час, родители занимающихся детей говорили ,что крайне редко пользуются этим.  Да , конечно в академиях есть, так называемые свои «перспективные любимчики », с которыми занимаются лично ведущие специалисты , а иногда и вообще сторонние тренеры, и скорее всего на других условиях, но это исключения. Кто-то , может сказать, что мол Марию Шарапову же сделали в академии во Флориде, на подобной  «теннисной фабрике» и будет прав и нет. Во- первых, это редкий случай, а тысячи других детей не получают такого теннисного  развития, ну может позже раскрылись и не заинтересовали вовремя ,или физически и психологически не потянули в юном возрасте , причин масса. Во-вторых, это как раз тот случай когда и она суперталант ,  вошедшая в юные годы в разряд «своих перспективных» в академии и прозорливость её отца . Он искал для неё правильный путь, в результате которого Мария долгое время тренировалась  в Калифорнии, у стороннего тренера Роберта Лэнсдорпа.

Академии в  Испании

Решив изучить ситуацию в испанских академиях, мы провели там часть лета в 2017 году, побывав в двух академиях  Losano-Altur , а вторую не буду даже называть, потому что антирекламу делать не хочу, а особо хорошего сказать и нечего, но опишу как это было.

Академия Losano-Altur , находится в Валенсии, точнее на окраине, но они каждое утро забирают теннисистов и везут на своём транспорте на теннисную базу. Кстати, это то место , где долгое время тренировался Марат и Динара Сафины, И. Андреев , Д. Феррер, но раньше она называлась по другому. Оба руководителя академии, являются также тренерами, причем достаточно высокого класса. В академии было немало игроков топ уровня, участвующих даже в турнирах Большого шлема , которые тренировались рядом с нами на кортах и на фитнесс подготовке, а она была в этой академии хорошо продуманна  и отличалась качественным проведением. Детей возраста 10-11 лет там кроме нас не было, и насколько я понял, это не их контингент, хотя позже заехала группа итальянских детей чуть более старшего возраста. Никаких детских мячей там я конечно не видел, работа заточена под  уже более старший возраст.

Несмотря на то, что мне повезло и получилось приобщиться к работе самых лучших тренеров, поговорить про их методики, послушать рекомендации, задать все интересующие вопросы, они преимущественно работают с состоявшимися серьёзными  игроками, а таких там немало. С новичками, а тем более если у вас будет групповая тренировка, а не индивидуальная (900 евро за 5 дней- 1 раз\день корт+ офп ), они почти не соприкасаются. Весь тренерский состав вполне профессионален, но не все могут достойно общаться с детьми , так что при групповых занятиях отдельных тренеров, могут быть сложности. Не смотря на то, что главный тренер академии сказал мне сразу, что технику мы трогать не будем, т.к это "долгая песня", был прецедент , когда один  из тренеров пытался даже хватку дочери зачем-то поменять. Групповые тренировки ничего особо мудрёного не представляют, хотя всё же каждому уделяют внимание, т.к по 2-3 человека на корте. Много работы на передвижения и скольжения  по грунту, можно пообщаться по технике удара с "испанским акцентом" на кисть, изучить "кухню" работы топ тренеров и конечно посмотреть  тренировки топ игроков. Как они работают над форхендом, бэкхендом , подачей,  какие упражнения делают, что им правят, в общем полезного много, если понимаешь, что происходит и на, что направлено. 

На соседних кортах в течении большого периода времени, занимались теннисистки 13-14 лет, с явными техническими пробелами, но никто ничего им не правил, просто были спарринги между собой с отдельными редкими комментариями. Почти также они могли играть и дома. Тренера с ними своего не было, родители сидели рядом, но ничего не понимали в процессе, и вопросов не задавали. Что эти теннисистки полезного там почерпнули,.. большой вопрос. Рядом занималась девушка из разряда топ юниоров, выигрывавшая юниорский чемпионат Европы(Пеликано), вот к ней внимание всех лучших тренеров было много и постоянная индивидуальная работа. Также и к другим "топам". Я это понял как определённую политику, направленную на акцент работы с уже состоявшимися игроками, что впрочем было замечено и в американских академиях.

Ситуацию во Второй академии, опишу только для того, чтобы родители понимали, что и в Испании может и отсутствовать даже нормальная подготовка, не то чтобы отличная. Люди там хорошие, поэтому и название писать не хочу, чтобы антирекламу не делать, но профессиональной , да и адекватной подготовки, на тот момент я там не увидел. Перечислю характерные примеры, а выводы делайте сами.

Каждый тренировочный день нам меняли тренера и каждый новый тренер, что-то "выдумывал". Один решил сменить хватку и на мой вопрос "зачем", потом ответил, что так более естественно (в его понимании), другой  решил сменить замах, на который главный тренер предыдущей академии указал, как на хороший. Ещё один тренер, если можно так его назвать, т.к это был молодой игрок,  сказал на корте делать дочери подброс намного выше. И конечно не смог пояснить мне потом "зачем" он на этом настаивал, сказав, что он его так делает. На мой вопрос о такой же высоте подброса лучших топов и о целесообразности смены ритма в этом случае, он ответить конечно не смог...да и на следующий день работал уже новый тренер. Кто-то не мог вообще говорить внятно на английском, объясняясь с детьми почти на пальцах. Когда я подошёл к главному тренеру и сказал, что это в принципе не допустимо, менять ,что-то в технике без обсуждения и в процессе такого "блуждания по тренерам", он сказал, "ок", но всё так дальше и продолжалось. Повторное обращение, тоже осталось  не услышано. Ну прямо "страшно инициативные" там некоторые попадались, но с абсолютно  ненужными идеями, которые никто особо из них далее развивать и не хотел, как я потом увидел на примере других детей. На второй день нам сделали бесплатную видеосъемку для анализа техники, сказали, что надо над ногами поработать. Я спросил, кто будет с нами работать, давать специальные упражнения или на корте кто-то из тренеров будет следить за ней и говорить ,....там же разные тренера. Думал, ну вот где инициативе надо дать развернуться. Но никто из тренеров об этом  даже и не думал, а скорее и не знал, что такое задание есть. Вопросы  мои на эту тему повисали в воздухе до предпоследнего дня нашего пребывания, когда к дочери на корте подошёл старший тренер и мимо проходя сказал: "А теперь включай ноги!" На этой одной фразе вся работа в  направлении "корректировки ног" на основании видеоанализа началась и сразу же и закончилась. Так и смеёмся сейчас, когда на ногах акцентируемся.

Распределение  теннисистов по кортам  иногда там удивляло. По какому принципу мою 11-ти летнюю дочь поставили на корт с 15-ти летним японцем на два часа, с его мощнейшими  ударами, мне не ясно, т.к было много вариантов. И ему толку мало и моей не просто всё делать технически корректно на его выстрелах.  Скажу честно, нам всё же попался один хороший там тренер, но это было в самом конце, замечания были по делу и понятно пояснял.  Но ребята все хорошие, позитивные, поэтому как-то и негатива особого не осталось, ну и эффективности вообще никакой. После занятий там "собирал" её технику сам потом неделю, хотя и такой опыт, тоже полезен.    

В общем , по нашей народной поговорке , «хорошо там ,где нас нет»... , ищите себе грамотного тренера , желающего получить не только временный результат , и не только деньги ,попытайтесь понять, что он делает и если доверяете ,то не мешайте процессу.

 

Академия на Тенерифе (Испания)

В 2019 году мы отправились с семьей отдохнуть в это райское по климату место, ну а дочь отдал на теннисные тренировки, в местную академию тенниса в южной части острова. Естественно, мне как тренеру,  были интересны методики проведения и все ньюансы тренировочного процесса. Поэтому присутствовал на всех занятиях, осознавая что , как и когда происходит. Не буду излагать всё детально, расскажу лишь основное, что может быть полезно и познавательно.

Теннисные корты на Тенерифе, и в том числе и в теннисных клубах, в основном ковровые. Т.е это ковер с мелким песком, который имеет определённое проскальзывание, отличающееся от грунтового. Отскок теннисного мяча также специфичный. Изредка на острове встречаются харды, и очень редко нормального качества. Вся эта сложившаяся инфраструктура в основном направлена на занятия теннисом или падель пенсионерами (коих здесь очень много) или начинающими детьми. Пообщавшись с менеджментом клубов, я понял, что сложилось так потому, что ковры для их условий ещё и дешевле, т.к ветер избыточен, а вода дорогая, да и сам " теннисный грунт" надо привозить с материка.

Академия, в которой мы тренировались, год назад сделала себе пару грунтовых кортов, на которых у них занимаются более сильные и подготовленные теннисисты 15-17 лет. Хардов там нет. Поскольку возраст моей дочери сильно отличался, она тренировалась на ковре в группе с детьми разного возраста от 11 до 16 лет. Не хочу давать оценку тренерскому составу, т.к он весьма разнородный, расскажу лишь к чему приводят некоторые бестолковые упражнения, которые частенько дают детям в разных теннисных клубах.

После первой же тренировки тренер группы, обратил внимание на форхенд дочери, сказав мне, что это отличное исполнение для 12 летней девочки, так называемого теннисного удара хлыстом, которому обучают хорошие теннисные специалисты не только в Испании. И действительно, удар мы вывели до максимально свободной и резкой степени исполнения, правильный по форме и сбалансированный в нужных пропорциях по силе и вращению, при этом без всякой перегрузки кисти.  Казалось бы удар есть и можно тренироваться как угодно....а вот и нет, как показали эти две недели.

Любимое упражнение этого местного тренера было удержание мяча юными теннисистами хотя бы 20 раз с задней линии. Он часто подходил и спрашивал о том, сколько раз теннисист ударил, тем самым намекая, что нужно количество ударов, а не качество...и как это понимают дети, любыми путями. В результате этого незамысловатого упражнения, думаю все, а моя дочь уж точно, начала аккуратничать и перекручивать мяч, для большего контроля и ослабления скорости...ну чтобы соперник точно справился. Поскольку данное упражнение было регулярным, и также присутствовали другие, способствовавшие закрепощению, что могу констатировать как спортивный психолог, то результат проявился уже к середине второй недели.

И состоял он в том, что проводка в ударе приобрела форму так называемого багги вип (термин используемый тренерами в сша) или банана (используемый в Испании), т.е очень высокое окончание руки над головой. При этом плотность форхенда ушла и точка удара естественно сдвинулась к себе. Закатав в двигательной памяти даже на протяжении 10 дней такое исполнение, получаем проблему потери качества и уверенности в стандартном плотном хлыстообразном ударе с задней линии. Править, как всегда, пришлось самому, на что ушло также несколько тренировок.

Кто-то может подумать, ведь делает же такую проводку Надаль, и что здесь такого страшного... Не всё так просто, и я как-нибудь напишу детальный разбор всей динамики его уникального исполнения, при котором используя полузападную  хватку, Рафа пробивает часто почти на прямой руке. Да, это уникальный и один из самых "контрольных" хлыстообразных ударов во всей истории тенниса. И вовсе не гора его мышц, как думаю многие, обеспечивает такую невероятную динамику разгона ракетки, что подтвердил его тренер Тони, в одном из интервью.

Об этом в другой раз, а сейчас хочется подчеркнуть, то, что даже психологически неправильно выстроенное теннисное упражнение, носящее регулярный характер, может разрушить технику, если она находится в стадии не полностью закрепленного двигательного навыка. Помните об этом , когда применяете ту или иную методологию тренировочного процесса.  

 

Академии тенниса в Сербии

 

В июне 2019 года мы посетили Сербию , где изучили ситуацию с теннисным тренировочным процессом , который предлагался на тот момент в г. Белград и г. Нови Сад.  Прежде всего хочется отметить  что везде мы ощущали  радушное  отношение и  внимание , а также приятно порадовала та степень  индивидуальности , с которой столкнулись  на каждом этапе. В Белграде мы посетили пять различных теннисных академий, узнали условия, но выбрали академию Джоковича, как место для индивидуальных тренировок , необходимое нам  на тот момент. Как таковой специализированной теннисной программы в тот период  не было и мы хорошо потренировались , привлекая к процессу главного тренера этой теннисной академии. Корты данного теннисного клуба расположены на берегу Дуная, в  живописном месте, цены вполне нормальные, утром можно было арендовать корт по цене 5 долларов, хотя после обеда они такие же как и везде по городу - 10 долларов за час. Вообще кортов в Белграде очень много и все они приличного качества, которые с весны до осени работают как открытые, а на зиму часть из них закрывают куполом.  Есть академии с опцией проживания , либо можно арендовать жилье.  В городе Нови Сад понравилась академия Элит, где вполне приличные условия. Всё размещено компактно и возможно проживание на территории клуба. Всегда можно было индивидуально скорректировать тренировочный процесс  и поставить задачу  для проработки на всех типах занятий. Очень хороший и отзывчивый главный тренер академии.  Язык общения русский и английский.  Расположение Сербских академий   удачно с точки зрения логистики турниров, что делает их хорошим местом для базы и старта на международных европейских турнирах. Ну и конечно фактор без визового посещения играет немаловажную роль.  Одним словом тренировочный процесс  понравился, уверен, что туда ещё вернемся.   

 

Все инфоблоки