Интервью
В данном разделе, хочу представить вашему вниманию интервью с людьми прошедшими большой путь в теннисе, чьё мнение может быть полезно многим, для формирования своего понимания теннисного развития. Поскольку наш сайт в большей мере посвящён именно проблемам детского теннисного развития, то в основном вокруг этих тем и вопросов, происходило обсуждение.
Представленные интервью.
- Интервью с Константином Пугаевым, нашим выдающемся теннисистом и тренером. Обсудили много важнейших вопросов детского теннисного развития, рассмотренных через призму его взгляда, повидавшего многое.
- Интервью с Александром Козловым, в недавнем прошлом успешным российским юниором. Он выиграл юниорский клубный чемпионат Европы, и в 16 лет обыгрывал Евгения Донского, но тем не менее, зачехлил ракетку. Почему!?
-Интервью с одним из лучших детских тренеров мира, Риком Мэсси, взятое в процессе обучения у него,во Флориде в 2014 году. Обсуждались вопросы теннисной техники, развития и многое другое.
Интервью с Константином Пугаевым.
Константина Пугаева ,можно смело назвать "Большим человеком из Большого Тенниса". Его рост 196 см, Заслуженный мастер спорта СССР, был 1-ой ракеткой СССР, 4х-кратный чемпион СССР. Чемпион Европы в паре (1982) и миксте (1983). Константин Пугаев, неоднократный участник многих мировых турниров, включая Уимблдон, Роланд Гаррос, и Кубок Дэвиса.
Выпускник ГЦОЛИФК. Был Главным тренером национальных команд государства Катар и ОАЭ, главным тренером английского ТК "Глоб" (Лондон). Преподавал тренерскому составу ассоциации Лаун Тенниса(Англия). Был старшим тренером в ЦСКА и тренировал победителей турниров Roland Garros и Australian Open, Е. Манюкову и А. Ольховского и многих других успешных теннисистов. В 2015 году номинировался в Зал теннисной славы России в номинации "Игроки и деятели тенниса второй половины XX века"
Мы с Вами хорошо знаем друг друга, но я хотел бы, чтобы о Вас и ваших взглядах на теннис и его составляющие, узнали многие теннисисты, их родители и просто интересующиеся этой прекрасной игрой. Надеюсь наше интервью, будет интересно и познавательно. Заранее благодарю Вас, за желание помочь при необходимости, нашим читателям, на их тернистом теннисном пути. Уверен, что такой тренер-консультант международного уровня, как Вы, может дать много ценных советов каждому теннисисту.
Итак мой первый вопрос: Как Вы попали в теннис? Сколько Вам было лет и почему теннис?
Начал я играть в Тбилиси, получилось так ,что я жил напротив теннисных кортов и моя тётя играла в теннис. Я буквально входил через стену, т.к там был проход и тогда мне было 6 лет. До сих пор помню то ощущение наслаждения от игры в детстве, это было прекрасно.
Сами знаете, бывает по разному. Кто-то в детстве начинает сразу выигрывать, а потом с проигрышами заканчивает играть. Другие выигрывают и на этой инерции успешно развиваются, а кто-то сначала может регулярно проигрывать, но потом становится большим мастером. Как было у Вас ?
Сразу хочу сказать, что чрезвычайно важно уметь и проигрывать и выигрывать, и то и другое делает будущих чемпионов. Оглядываясь назад, могу сказать, что в моём случае, скорее больше было выигрышей, время диктовало своё и я брал от каждого момента возможное, что давало мне силы и веру в себя. Но повторяю, было всякое и это всё закаляло меня.
Знаю, Вы были также тренером в ЦСКА и много работали с детьми. Можно ли до 12 лет понять потенциал юного теннисиста, определить будет он Большим игроком или нет ? Многие пытаются это прогнозировать. Кто-то обольщается ранними успехами , другие из-за их отсутствия, теряют смысл и мотивацию. А может надо просто работать над "качеством" подготовки, делать "что должен и будь, что будет". Каково Ваше мнение?
Очень сложно, а часто невозможно определить будет ли теннисист или теннисистка выдающимся игроком в этом возрасте. У кого-то сразу виден большой потенциал, а у кого-то он может раскрыться позже. Тренер может ошибиться с каким-то прогнозом, но главная его задача не смотря ни на что продолжать максимально эффективно развивать игрока, понимая все его сильные и слабые стороны. В 13-15 лет можно уже рассматривать более предметно этот вопрос, но к этому возрасту надо сделать всё возможное.
Как Вы считаете, будущего Большого теннисиста, в первую очередь, определяет его талант, или системная работа хорошего специалиста ? Можно ли из среднего по уровню таланта к теннису человека, сделать классного игрока с большими перспективами ?
Талан, это конечно многое, но без хорошей тренерской работы и системы подготовки по всем направлениям, он может не сработать. Талантов наверно даже больше, чем той качественной подготовки, которая способная его раскрыть по настоящему. Лично я склоняюсь к тому, что даже из теннисиста со средним уровнем таланта, а это кстати, достаточно сложно определить, можно сделать очень хорошего профессионального игрока. Чем больше талант, тем быстрее можно чего-то добиться, но эта возможность есть не только у самых одаренных.
Поиск хорошего тренера это всегда насущный вопрос для многих. Кто такой этот хороший тренер? Каковы его признаки?
Хороший тренер всегда в поиске, импровизации, саморазвитии. Нельзя стоять на месте. Он должен знать всю материальную часть, последние тенденции, лучшие методики, смотреть, где можно взять лучшее и как дать это своим ученикам. Уметь доносить это до них, строить эффективное общение.
В период Вашего развития в теннисе, особо никто не задумывался о психологии теннисиста, да и вообще спортсмена. Вы человек умудрённый опытом, знаете, что хотя по этой составляющей никто раньше специально и не работал, но она всегда находилась рядом и внутри, помогая или мешая выступать. Насколько важным считаете, общую и специальную психологическую готовность теннисиста?
Психология теннисиста, это одна из самых основных составляющих. Она или даёт ему возможность побеждать или мешает этому. Если вы устойчивы и если способны ментально помогать себе, это уже очень много. Несомненно, этому надо уделять большое внимание как на корте, так и за его пределами. Посмотрите на лучших теннисистов мира, их психологическая устойчивость вполне достойна подражанию, и это даёт результат.
В интервью одного из лучших наших детских тренеров Л.Д. Преображенской, я увидел её высказывания о том, что каждый детский тренер должен понимать основы детской психологии, чтобы правильно развивать детей, общаться с ними и уметь работать с родителями. Как детский тренер, я полностью согласен, но вижу, что многие этим пренебрегают. Как Вы относитесь к этому вопросу развития тренером такой компетенции?
Прежде всего, хочу сказать, что мне посчастливилось работать под руководством Ларисы Дмитриевны Преображенской, это была дополнительная программа моей подготовки и я всегда с благодарностью её вспоминаю. Я полностью согласен с её мнение по этому вопросу. Тренер должен понимать ребёнка и уметь доходчиво, своевременно и понятно объяснить правильные вещи. Часто видел как тренеры кричат, что-то не очень вразумительное, пытаясь дать инструкции ребенку или воздействовать на его поведение. Это весьма деликатный и тонкий вопрос, требующий от тренера определённых умений и подготовки. Как раз, Лариса Дмитриевна, была человеком с большим пониманием детей и дала мне многое, в том числе и психологически. Несомненно, тренер обязан быть подкованным в вопросах психологической подготовки, иначе ему не стать большим профессионалом, а его подопечным хорошими теннисистами.
Кто были Вашими партнерами по парной игре и какая встреча носила наиболее драматический характер.
Моим партнером по парной игре в основном был В.Борисов, хотя мы с ним конкурировали и в одиночном разряде. Самые интересные и драматические были конечно матчи в Кубке Дэвиса. Один из самых тяжелых был когда я сначала играл 5 сетов и выиграл, а затем в паре мы с Вадимом также в 5 сетах победили в очень сложной встрече. В тот день я играл примерно 7 часов. Да много было интересных матчей, и в том числе и в юном возрасте, играл со многими , даже в миксте с Навратиловой как-то раз.
Вы были признанным мастером игры " подача - игра слёта". Вот , как писал об этом Ш.Тарпищев: " Мощная подача сопровождалась у него стремительным выходом к сетке. Правда, на одной тактике, как известно, далеко не уедешь. Нужна еще и хорошая техника. С ней у Константина было все в порядке, что помогало ему доводить свои тактические замыслы до логического завершения." Здесь сразу два вопроса. Какая максимальная скорость подачи была зарегистрирована и подавал ли сильнее вас кто-то на тот момент в мире?
Максимальная скорость подачи была 239 км\ч, на тот момент был один австралиец Дибли, который подавал сильнее меня, и его скорость подачи была свыше 240 км\ч. Мой рекорд скорости был зафиксирован ещё деревянной ракеткой и отечественными струнами, поэтому думаю скорости были примерно одинаковые. У меня был и очень плотный удар справа, которым я готовил выход к сетке во время розыгрыша. Это тоже сильное оружие и им надо уметь пользоваться.
Как Вы считаете, какую разъяснительную или образовательную работу нужно проводить тренеру с родителями, чтобы поддерживать их понимание развития своего ребёнка. Так или иначе, они не могут быть полностью отстранёнными в теннисе, но степень их участия иногда переходит уровень их компетенции. От этого может страдать тренировочный процесс, ребёнок и они сами, даже не осознавая того. В чём Вы видите эту работу, если таковая необходима?
Надо обязательно иметь хороший контакт с родителями, и в самом начале надо объяснить родителям какова их роль и как должно строиться наше взаимодействие для наибольшего прогресса их ребёнка. Да, не всегда родители понимаю некоторые вещи в процессе развития их ребёнка, что и должен вовремя прояснять тренер. Если родители отдали ребёнка тренеру , то они должны верить в него и ту работу, которую он проводит. Наша общая цель в этом случае, сделать максимально возможным прогресс их юного теннисиста, но каждый должен делать свою часть работы, тогда результат будет наилучшим. Общение и взаимопонимание с родителями это важный вопрос, надо помнить об этом.
Касаясь Вашей сильнейшей стороны техники - подачи, позвольте несколько вопросов. Чтобы так подавать, надо быть таким же гигантом как вы или, приблизиться к этому можно при идеальной технике исполнения и хотя бы среднему росту 1.80 м.? К какому возрасту Вы освоили так "первую"подачу, какой она была и насколько стабильной ?
Я думаю, подача это самый главный аргумент в теннисе. Не обязательно иметь большой рост, чтобы хорошо её делать, важно понять технически правильное исполнение и довести это до совершенства и автоматизма. Иногда я исполнял вторую подачу почти как первую по силе, поскольку был уверен в ней, а это большая работа. Но это и давало мне психологическое преимущество, соперник никогда не знал, чего от меня ждать на второй. Я вносил правки в подачу, улучшая её по мере развития. Однажды, после урока, который вела А.В. Дмитриева, а на нём она показывала подрастающим теннисистам мою подачу на видео в качестве примера, я решил изменить её. Увидев себя со стороны, я остался не доволен некоторыми моментами и после этого почти год работал над доведением её до совершенства. Только после этого она приобрела тот вид, который позволил мне шагнуть в своей игре ещё дальше.
Видел в книге нашего заслуженного тренера В. Янчука, вашу фотографию и знаю ,что он тренировал и Вас. Кто ещё из тренеров внёс вклад в Вашу подготовку?
В моё развитие внесли вклад много людей и тренеров, в том числе и три тренера работающих со мной более плотно, это Полтев Виталий Николаевич, Виктор Николаевич Янчук и Фураев Генадий Павлович. Также с благодарностью вспоминаю Теплякову Нину Сергеевну, которая поверила в меня с самого начала.
Кто из великих игроков, с которыми Вы играли и соприкасались, произвел своей игрой на Вас наибольшее впечатление и почему ?
Конечно большое впечатление на меня произвёл Илья Настаси, то что он творил на корте, это настолько впечатляло и завораживало, что я не знаю может ли кто-то сейчас так играть, там было всё , думаю его игра запомнилась многим. Сейчас, пожалуй только Федерер может производить такое впечатление. Естественно, игрок на которого я обращал пристальное внимание, изучал и брал пример, это был Б.Борг. Это великий игрок и тут нечего добавить.
Когда я сертифицировался как тренер, в американской теннисной ассоциации, то обучающий нас тренер с большим опытом и уверенностью говорил следующее. "Не надо вам и вашим ученикам смотреть и ориентироваться на технику лучших мировых звёзд." Это, мол, крайне сложно и не актуально для обычных игроков. Такое же мнение ,я иногда слышу от разных тренеров, но сам считаю, что вырастить хорошего профессионала "сегодняшнего и завтрашнего тенниса", можно только обучая той самой передовой технике, которую показывают топ игроки. И если "ты" не будешь стараться быть как они, начиная прямо с техники, а это особенно важно, т.к это оружие теннисиста, то "ты" и не будешь никогда топ игроком. Каково Ваше мнение по этому вопросу ? Вы ориентировались на технику звёзд того времени?
Помимо того, что мне говорили тренеры и чему учили, я смотрел на лучших игроков своего времени и старался увидеть, то чего мне не хватало для усиления игры. Быть в поиске совершенства это хорошее качество, но надо учитывать свои способности и иметь понимание как развить то или иное качество. Считаю такая работа очень полезна и в первую очередь тренера должны помогать ученикам в этом, желающим достичь наилучшей техники. Но это очень непросто увидеть, что взять, как это применить конкретно к каждому теннисисту, в общем это работа под силу только очень хорошему тренеру и теннисисту. Теннис не стоит на месте, посмотрите какие удары у Федерера или Надаля, почему не перенять их ударный арсенал. Всегда можно почерпнуть у них что-то, разработать методику обучения и учить наших детей. Классный тренер это ещё и аналитик, он должен проводить эту работу и тут я полностью согласен с вами. Да, не у каждого тренера это получиться, но по крайней мере попытка будет засчитана каждому!
Мы с Вами много и не раз, общались до этого. Мне, как психологу, было очень интересно проникнуться, тем многообразием вызываемых на разных стадиях теннисной подготовки и матчах чувств, которые Вы испытывали. Ещё раз, спасибо! Понимаю, что формат интервью не позволяет передать всей картины и полноты разных психологических ситуаций. Могли бы Вы в общем дать характеристику основным психологическим качествам хорошего теннисиста.
Считаю одним из основных качеств хорошего теннисиста -устойчивость. Да, именно психологическую устойчивость во многих её проявлениях. Также умение видеть мяч в любых условиях и в любых ситуациях игры, что надо делать до конца матча, а это не так просто, как кажется. Внимание часто уходит, настрой сбивается, эмоции захлёстывают, может вообще из-за этого разрушится вся игра. Если психологическая устойчивость, позволяет владеть ситуацией на протяжении матча, то это качество истинного чемпиона. А вообще главное, это работа над собой, часто у меня был только один соперник - это я сам.
Важно ли быть универсальным игроком или можно идти по пути наращивания игры, базируясь только на своих сильных компонентах? Понятно, что лучше и то и другое, но где приоритет? Как это было у лучших теннисистов вашего времени?
Если у вас есть свои сильные стороны , это отлично, надо их развивать, но сейчас время когда надо быть универсальным и уметь всё. На высоком уровне игру соперников сейчас смотрят под микроскопом тренеры соперников и если у вас будут слабые места, этим точно будут пользоваться. Как там сложится, никто не знает, хватит ли у вас аргументов.. Надо иметь в запасе не один план и конечно технические возможности для его воплощения. Надо ли над этим работать - надо, насколько много - вопрос тренировочного характера, но он должен быть рассмотрен самым тщательным образом.
Что Вы считаете самым трудным при переходе во взрослый теннис? Почему много талантливых ребят теряются на этому пути? Что это за барьеры? Материальные , физические, психологические, технические ? Или здесь всё должно совпасть?
Вопрос непростой, да и простого ответа на него наверно нет. Конечно всё определяет качество подготовки, талантом теннисиста и его тренера, а также тот путь по которому они идут. Должно совпасть многое, начиная от физической, технической и психологической подготовки, и до своевременного турнирного графика. База подготовки, условия, здоровье, финансирование, очень много моментов, включая даже какие-то жизненные. Всё требует своевременного решения и внимания. К возрасту 15 лет надо уже иметь многое, тогда можно двигаться дальше и иметь перспективу. Иногда бывает так, что упущена какая-то одна часть подготовки и она может стать проблемой, а иногда вообще нет качественной подготовки, и это не вернуть ни какими деньгами.
Я знаю, что у Вас математический склад ума и серьёзная шахматная подготовка. На матчах Вы также выстраивали комбинации или играли больше интуитивно? Решения надо принимать в доли секунды. Правильная теннисная подготовка должна это развивать сама или желательно дополнительно работать над этим ?
Да, теннис многие называют быстрыми шахматами, и я полностью согласен. На мой взгляд теннисист высокого уровня подготовки должен обладать очень хорошим уровнем мышления и анализа ситуации. В детстве я не раз побеждал в математических олимпиадах и в теннисе вырос в обстановке постоянной умственной работы. На корте всё происходит быстро, при этом задействована как интуитивная игра , так и осознанная, строящаяся прямо на ходу. Надо развивать себя в этом направлении с детства, если хотите достичь больших высот в теннисе. Хороший теннисист должен много думать о тактических действиях, подбирать их и корректировать в зависимости от соперника. Здесь очень много зависит от интеллектуальных способностей человека, это правда. Всё это, кстати развивается, также как и психологическая сторона подготовки, просто надо помнить, что теннис игра многих качеств и их надо развивать.
Насколько я помню, у Вас был опыт общения и тренировок детей в зарубежных теннисных академиях. Насколько эффективна там была подготовка и имеет ли смысл к ней прибегать и в каких обстоятельствах и возрасте ?
Действительно, опыт был. Считаю основным их преимуществом условия, которые там созданы, это инфраструктура и турнирные возможности. Но стать хорошим теннисистом только на одних условиях, нельзя. Должен быть хороший тренер и правильная подготовка, и это главный фактор. Тренер, который будет вас там тренировать, это всегда вопрос неясный и часто плавающий. Индивидуальной работы там мало. Я видел подготовку в академии Санчеса, и должен сказать ,что не увидел там какой-то серьезной работы и программы по выращиванию талантов, хотя условия для тренировочного процесса, конечно отличные.
Вы имеете огромный опыт успешного теннисиста и хорошего тренера, работавшего со многими классными игроками. У Вас большой потенциал, но в последние годы он реализуется не столь активно. Есть ли какие-то планы по организации профессионального и эффективного тренировочного процесса?
Есть желание вырастить будущего чемпиона или чемпионку и есть понимание как это сделать. Рассматриваю разнообразные пути своего развития в этом направлении. Будет ли что-то организовано у нас или за рубежом, пока не знаю, но с удовольствием сразу об этом расскажу.
И последний вопрос. Вы обладаете кладезем информации и полезных советов. Книгу не думали написать? Какой совет в ней могли бы дать нашим подрастающим теннисистам?
Да, я задумывался над этим недавно. Есть, что рассказать и поделиться опытом, возможно дойдут и до этого руки. Ну, а совет всем юным теннисистам такой. Надо верить в свою мечту и делать всё, чтобы она осуществилась. С этого всё начинается.
Большое спасибо, за беседу, уверен, что ваши взгляды, будут интересны и познавательны многим любителям тенниса.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Интервью с Александром Козловым
В прошлом Вы были достаточно успешным молодым теннисистом. Наверно можно сказать, что прошли весь путь развития от самого детского возраста и до момента перехода во взрослый профессиональный теннис. Не могли бы вкратце рассказать о том когда начали заниматься, где Вы тренировались и какие основные достижения на вашем пути были.
Заниматься теннисом я начал довольно поздно по нынешним меркам, примерно в 9 лет, но в категории до 12 лет уже выигрывал первенство г.Москвы и был третьим по России. Когда мы пришли в секцию ЦСКА в 9 лет, нам сказали , что в этом возрасте уже пора зачихлять ракетку, т.к многие там дети занимались с 3-4 лет, и меня не взяли. Получилось так ,что начал я заниматься в Новой Олимпийской деревне. По моему 89 году и ближним годам тогда была очень большая конкуренция, много было сильных игроков как среди ребят, так и среди девчонок. Играл впоследствии турниры ITF и победил вместе с командой на клубном чемпионате Европы. За рейтинг я никогда особо не переживал , хотя помню, что был и десятке в разные годы. В 16 лет я закончил профессионально заниматься теннисом.
----------
Исходя из этого можно предположить, что Вы и ваши родители имели серьезные планы на профессиональное развитие и пытались всеми силами взять эту планку и достичь поставленной цели. В этой связи вопрос касаемо ваших тренировочных объемов. Можете вспомнить какие примерно тренировочные объемы были у вас в детстве. Как их переносили?
Да, отец серьёзно занимался моим теннисом, под давлением которого, это всё и происходило. Сейчас, спустя столько лет, я думаю, что это была одна из возможных причин почему я завершил свою теннисную карьеру. Занимался я много, а иногда очень много. Летом, нормальным было прийти на корты утром и с перерывами провести там большую часть дня. В периоды школьного обучения, тренировки были также затяжными в группах и индивидуальные. Пользуясь случаем, хочу добрым словом вспомнить тренера по офп , Валентину Алексеевну, работавшую в Спартаке, которая дала мне основы теннисного передвижения. По две тренировки было часто и уже с юного возраста, сейчас даже точно не помню. Переносил я их хорошо и мог вообще часами бегать, что не каждому тогда было под силу.. Особо запоминающихся травм в детстве не было, хотя впоследствии с кистью всё же проблема о себе дала знать и напоминает по сей день.
-----------
Конечно тренировочный процесс сопровождается турнирами. Какие рекомендации давали тренера в отношении игр и рейтингов? Как часто Вы играли в детстве турниры ?
Турниров было много и всегда раньше, да и наверно сейчас, говорят, что надо больше играть, побеждать, набирать рейтинг и участвовать в турнирах более высокого уровня. Специфика тренировок детей во многом, и к сожалению особенно у нас, состоит в набивании детей, что даёт в детстве победы, рейтинг и создаёт как бы движение вперед. Поскольку я поздно начал и у меня не было за спиной по 5-6 лет такого набивания, то с нашими детьми конкурировать было очень сложно . А вот когда я ездил в Европу и играл там ЕТА турниры до 12 и до 14 лет , то легко играл с ними и побеждал. В детстве меня это радовало, но сейчас я считаю, что это скорее наша проблема в детском развитии теннисистов, чем преимущество. В Европе немного по другому, там до 14 лет все занимаются развитием базовой подготовки, физической, психологической, технической. Там больше работают над формированием навыка бороться, а не ставят целью победу любой ценой. И только на рубеже14 лет, у них начинается профессиональная работа над результатами итп турнирными и рейтинговыми задачами. Не знаю как и что изменилось с того времени, но раньше это было примерно так. Кстати, они же и ввели эту систему 10 S, как продолжение данной идеологии теннисного детского развития. Как я ранее говорил, рейтингами лично я не заморачивался, хотя конечно битва за рейтинг была не шуточная. Но чего стоит этот рейтинг? Он же всё равно сбросится.. Надо играть и уметь это делать, тогда и рейтинг придет и победы.
-----------
Бывает так, что некоторые родители влезают в тренировочный процесс как бы с благими пожеланиями, прессингуют морально , а бывает и физически детей, оказывая всяческое давление на весь процесс. На мой взгляд при этом ставится под удар как само теннисное развитие , так и вообще отношения. Каково Ваше мнение как тренера и теннисиста видевшего это также и глазами ребёнка .
Начну со своего личного опыта. Я прошёл через это, и сейчас вспоминаю весь этот прессинг с унижениями и рукоприкладством. Не очень приятно вспоминать всё это, но думаю , что наши на сегодня холодные отношения с отцом тянуться именно оттуда. Смотря на это сегодня глазами тренера, думаю что это своего рода болезнь, которую родители не замечают, при этом они подавляют этим прессингом всё вокруг , включая желание тренера работать. В результате всё только ухудшается. Не берусь диагностировать точное происхождение этого, просто знаю точно, что это зло. А сколько я случаев видел на чужих примерах таких отношений ... Не думаю, что это как-то помогало тогда ребятам, а уж мешало то точно. Здесь важна разъяснительная работа с родителями, ну и конечно их здравый смысл и осознание всего комплекса развития ребенка в теннисе. Каждый тренер имеет на это свой взгляд, но как обычно, всё это очень индивидуально.
-----------
Насколько я помню, в юношеские годы Вы тренировались и играли со многими нашими сильнейшими молодыми теннисистами , в компании которых в том числе был и Евгений Донской и это еще раз подчеркивает тот высокий уровень, на который вы тогда смогли выйти. А как думаете, почему некоторые с этого уровня могут подняться далее, а многие другие ограничены потолком своих возможностей? Что мешает ,слабый уровень техники или это травмы и психологическая усталость? Или это пресловутая финансовая составляющая?
Да, тренировался и играл со многими сильными теннисистами моего возраста, в том числе и с Женей Донским, хотя он девяностого года. Как раз последний матч где-то в 15-16-ти летнем возрасте с ним выиграл 6:2, 6:3 , однако потом потихоньку я стал зачихлять ракетку. Ну про него могу сказать, что он хоть и выигрывал тогда турниры , но особо первым или вторым в рейтиинге не стоял. В его игре как раз не было того "детского тенниса" , в который играли многие, что и приносило им временные результаты. В его игре набитость, скорость и физподготовка не были аргументами, приносящими победу. Всё это в более взрослом теннисе не имеет такого значения ,т.к всё это там уже уравнивается и победы приходят за счёт другого. Думаю и сейчас набитость и способность стабильно возвращать мячи, определяет расклады в детском рейтинге и текущих победах. Как ни странно, Женя в те годы смотрелся как бы явно слабее в этих компонентах , но как мы знаем именно он в результате и "выстрелил" во взрослом теннисе. Мне кажется чем раньше юный теннисист начнёт играть во взрослый теннис, тем больше перспектив он имеет, и это может быть как одна из целей развития. Касаемо финансовой составляющей, это вообще особа тема, но вкратце скажу , что за пределами примерно сотни АТР ,вообще без финансирования невозможно, реально зарабатывают те, кто стоит в сотне. А за этим порогом образуется такое нагромождение игроков переходящих из юниорского тенниса во взрослый, что преодоление этого препятствия становится главной трудностью и одной из самых сложных задач.
----------
Как Вы видите весь этот тренировочный и турнирный процесс с высоты уже накопленного личного опыта, а также с учетом текущего тренерского опыта. Важны ли для конечного результата, такие большие объемы тренировок и постоянные турниры в детском возрасте и это стремление к победам любой ценой? Ну родители же часто это слышат от тренеров своих детей, и у них складывается впечатление, что если их ребенок за счёт огромных объемов побеждает в 10-12 лет, то так будет и дальше продолжаться...
Я сторонник того европейского подхода, который сам ранее увидел. Там дети до 14 лет не находятся под прессингом рейтингов, они просто играют и учатся конкурировать, без всяческого давления и рейтинговых гонок, выливающегося часто в то, что дети частенько очень негативно воспринимают своих соперников , а также сюда цепляется большой клубок прочих проблем. А именно это часто просматривается у нас , и возможно данные проявления и есть следствия подобной психологической атмосферы. В более спокойном развитии, всё может происходить более качественно, поскольку цели расширяются. На мой взгляд это гораздо более продуктивное развитие, которое может вырастить больше теннисистов с хорошим потенциалом. Отсюда и нагрузки идут. Если цель победить в турнирах до 10, 12 или 14 лет , то и нагрузки будут соответственно такими. В теннисе чем больше ты набиваешься в детском возрасте, тем выше будет текущий результат. Вот вам и связь устремлений родителей, тренеров с объемами. Но во взрослом теннисе будет уже не так, и там тупая работа только за счёт объемов тренировок не будет работать, а если к этому моменту нет ещё и базиса по технике, физике и психологии, то с этим никуда не продвинешься. Вообще огромные нагрузки на не окрепший детский скелет, это опасная штука. А поскольку теннис как марафон, то здесь может быть важнее постоянное планомерное развитие, которое обеспечит хорошую физическую форму к нужному моменту. Как я говорил этим моментом можно считать начало профессиональной карьеры в более взрослом возрасте. Всё что происходит ранее, я бы рассматривал как тренировочный подготовительный этап.
--------------
Думаю многим родителям не просто принять такой подход, поскольку планируя развития своего ребенка в теннисе и смотря на его дальнейшую жизнь и перспективы, они уже к 15 годам хотят понять на что им делать ставку. Некоторые видя, что ребенок обыгрывает многих и имеет высокий рейтинг , воспринимают это как индикатор того, что есть большие перспективы, а другие наоборот, имея гармонично развивающегося теннисиста, но видя его рейтинговую отсталость , настаивают на прекращении занятий теннисом. И то и другое заблуждение, но родителям сложно это оценить по другим параметрам, поскольку они не видны так наглядно. Какой совет можете дать в этой связи?
Лично я за спокойное и основательное разностороннее развитие, с победами оно , с рейтингами или без них, главное чем в итоге будет обладать игрок в 16-18 лет. Да, решение возможно надо принимать чуть раньше, но также надо и понимать, что всё что до этого времени делается, является всего лишь своеобразной подготовкой, если родители вообще рассчитывали на профессиональную теннисную карьеру. А если нет подготовки, то нет и потенциала, хотя мы знаем и некоторые уникальные случаи, но это всё исключения из правил. Совет в этой связи заключается в том, что надо смотреть на это со всех точек зрения и учитывать многие вещи, а не только есть ли высокий рейтинг к этому возрасту или нет. Рейтинг может быть, а дальнейшего потенциала нет, и наоборот. Надо смотреть на имеющееся качество подготовки, прежде всего. По настоящему плохо то, что многие родители не понимают всего многообразия и проблематики детского теннисного развития, что эффективно, а что временно, что можно рассматривать как достижение хорошего промежуточного результата, а что не имеет особого значения. Именно поэтому многие смотрят на победы и рейтинги, и если их нет в том количестве как себе это нафантазировали родители и привили это понимание детям, то значит можно с этим заканчивать. А может теннис даст возможность бесплатного обучения в американских вузах....смотрите шире.
---------------
Так чем же с точки зрения, дальнейшей эффективности и потенциала, важнее всего обеспечить подрастающего теннисиста? Что такое эта качественная подготовка в вашем понимании?
Ну я уже касался этого, и готов сказать по другому. Надо просто не сломать теннисиста к 16 годам, развивая его тело и психологические навыки, само собой обеспечив его хорошей комплексной теннисной подготовкой. Надо задуматься, а чем же он будет обладать к этому возрасту, когда может встать вопрос о переходе в профессиональный теннис. А всё остальное, это работа над этим качеством подготовки, и это не тоже самое, что рейтинг или текущие детские победы. А качественная подготовка это как раз высокая степень развития технической, физической , психологической и других составляющих. Ну и этим должен заниматься толковый тренер, понимающий все эти важные моменты. К большому сожалению , у нас не так много тренеров -сторонников такого видения ситуации, здесь и деньги и старое мышление, да и многое другое.. Кстати, немаловажно найти своего тренера, это тот человек, система подготовки которого в большей степени подойдёт именно вашему ребёнку, как бы странно это не звучало. Просто родители должны учитывать и этот момент, зная своего ребёнка.
-----------
Что бы Вы могли посоветовать родителям юных теннисистов. На какие основные моменты обратить внимание, что не упустить из виду, а что обязательно учесть...
Из того что особо важно , но не находится на поверхности... Надо прежде всего научить теннисиста бороться не взирая ни на что, уметь справляться с собой , развивать уверенность . Да, мы опять сталкиваемся здесь с психологической готовностью. Вот с этим возможно будет сложнее что-то сделать, если будут проблемы. Возможно даже сложнее чем с техникой... Возвращаясь к физическому состоянию, главное здесь не прийти с пучком травм или быть на грани. Ну и потом, играйте во взрослый теннис уже в детстве. Это быть может не столь продуктивно в детском возрасте, зато может дать многое для будущей профессиональной карьеры. Опять выходим на тактику и технику тенниса. В идеале всё это желательно заложить до 16 - 17 лет. И не нужно сильно напрягаться этими рейтингами, важнее создать теннисный базис, который и будет потом обеспечивать будущие победы. Можно совершенно спокойно не гнаться за быстрыми результатами, как любят делать прежде всего многие родители, а работать над качеством. Наверно им хочется похвастаться этими победами и утолить жажду своих амбиций, но это, на мой взгляд, неправильный путь. На нём придется задействовать все те крайне негативные для ребенка и для будущего теннисиста, вещи, которые затем могут всё и разрушить. Да, это у нас , к сожалению, распространенная практика, но она порочна и часто приводит к совсем иному конечному результату. Примеров этому , я за свою теннисную жизнь видел множество ,столько случаев и судеб, которые так или иначе, были сломаны этими обстоятельствами..
----------------
Знаю, что Вы сейчас не столь активно занимаетесь тренерской деятельностью. Почему и с кем предпочитаете работать и на чём фокусируетесь?
Мне нравятся большие цели и задачи, и я подхожу избирательно к работе в связке тренер и ученик. Для меня наиболее интересен возраст теннисистов 14-16 лет, когда надо проводить ту работу, которая будет итогом того, с чем теннисисты подходят к началу возможной профессиональной карьеры. Правлю и ставлю заново технику, шлифую имеющуюся, в общем подвожу игрока по многим компонентам.
--------------------------------------
Спасибо, за ответы и ваше мнение по таким вечно актуальным проблемам развития детского тенниса. Думаю Ваш взгляд, прошедшего через всё это, успешного юного теннисиста и думающего тренера, будет интересен и полезен многим родителям, для формирования их позиции развития своего ребенка в теннисе. Интересующимся взаимодействием с Александром, предоставим контакты.
------------------------------------------------------------
Интервью с Риком Месси (Rick Macci)
Предисловие
В 2014 году, мне посчастливилось посетить теннисную академию Рика Мэсси во Флориде, стажироваться там, как тренеру, провести коррективы с техникой своей дочери и задать множество вопросов, которые волновали меня на тот момент. Работал непосредственно с самим Риком, чей профессионализм, обаяние и пунктуальность , не оставили меня равнодушным. Будучи буквально звёздным теннисным тренером, Рик показался мне достаточно простым и приятным человеком. Являясь совладельцем академии, он не брезговал сам убирать корт от воды перед каждой своей утренней тренировкой. Он без всякого пафоса и надменности общался с обычными теннисными родителями, бесконечно поясняя что-то, и в то же время находил место для занятий с крупными бизнесменами, в число которых входил тогда и Д.Трамп. Рик мог спокойно сказать мне, "слушай меня и не надо вопросов, я лучше знаю как и что." Однако, вместо этого он досконально пояснял, почему именно так сделать лучше, с точки зрения биомеханики, динамики , тактики и других факторов и был чуток к каждому вопросу.
Для тех кто не знает этого специалиста, поясню, что это выдающийся детский тренер из США, где он много раз признавался лучшим детским тренером. Энди Родик, которого Рик тренировал с 10 лет, вообще назвал его лучшим детским тренером в мире. Так это или нет, вопрос открытый, однако то, что Рик Мэсси, тренировал сестер Вильямс, Энди Роддика, Дженифер Каприатти, Марию Шарапову, Мэри Пирс и многих других выдающихся теннисистов, это факт. Записывая на видео все наши тренировки и подготовленные вопросы, в последствии, я смог свести это в интервью ,чем рад поделиться. Рик, тренер очень высокого уровня, и не потому что его тренировки стоят по 300 долл за час, а потому что его информация уникальна по многим параметрам , это эксперт мирового уровня, имеющий в том числе и детскую специализацию. Его анализ и подходы в решении теннисных задач и вопросов, заставили меня посмотреть на многие вещи в теннисе совсем по другому. Думаю, что моё мировоззрение в части технической теннисной подготовки, сформировалось в том числе и под его воздействием. В интернете можно найти много видео, выпущенных USРTA , с участием этого тренера. Долгое время он преподавал теннисным тренерам под эгидой этой национальной американской организации и был теннисным экспертом в специализированных теннисных журналах.
ИНТЕРВЬЮ
Рик, для меня как тренера, большая честь поработать с вами, получая тот бесценный опыт, который Вы собирали долгие годы. Чему Вы уделяете особое значение в своей тренерской работе? Что особенно важно при этом?
Рад поделиться мыслями и соображениями и делаю это всегда на корте и вне его. Для меня много важных вещей когда тренирую. Я бы сказал так, что не существует мелочей! Важно хорошее общение, способность правильно донести нужную информацию в понятном виде и наладить обратную связь. Позитивное общение, придание уверенности ученикам, обучение около теннисным моментам, которые сильно влияют на развитие теннисиста и человека тоже немаловажно. Тут много о чем можно упомянуть, работа не сводится просто к инструкциям и коррективам. Эта целый комплекс взаимодействия между игроком, родителями и тренером, которым хороший тренер должен уметь управлять. Да важно всё, как вы разговариваете в данный момент с ребёнком, донося до него те или иные эмоции..и это работает. Важно понять истинную проблему и найти правильное решение. Много всего надо учитывать, надеюсь понимаешь , что я имею ввиду.
Спасибо, есть над чем задуматься. Прежде чем перейти к вопросам касаемо теннисной техники, хотел спросить про вашу книгу Macci Magic. О чём она ?
Да, спасибо Джиму за помощь в написании. Там много историй как я тренировал разных теннисистов, и кстати там были твои соотечественники, Анастасия Мыскина, Мария Шарапова и некоторые другие. И не только профессиональных теннисистов ... с разными интересными людьми теннисная жизнь сводила.... Также там много ментального материала, этому я стараюсь учить с самого юного возраста, и это должно потихоньку преподноситься на каждой тренировке , а не быть только каким-то специальным уроком, так это хуже воспримется. А ты что уже успел купить эту книгу на ресепшене? Хотел в конце сделать подарок...
Спасибо Рик, уже купил две, и для меня будет лучшим подарком, если подпишите их для моей дочери и её подруги, которую я также тренирую.
С удовольствием.....
Вижу ты всё записываешь, что и как надо поменять в форхенде, бекхенде и подаче, это правильно, потом многое может забыться...
Да, записываю, но до сих пор волнует вопрос, а насколько критичен этот вопрос смены типа удара с того что у неё имеется ? Может то, что есть сейчас подправить и улучшить?
Послушай, чтобы было более понятно скажу так..В любом бизнесе надо использовать лучшее, так и здесь, хочешь иметь преимущества, трать своё время и деньги разумно. Не надо учиться тому, что уже вымирает. Посмотри какие форхенды у лучших игроков АТР. Джокович, Надаль, Федерер . Не надо смотреть на женскую технику многих теннисисток в WTA, там большинство используют ещё старый тип того же форхенда. Через 20 лет, никого не останется с этим типом удара, сейчас в большинстве наших американских академий уже это преподают детям. Тот удар, про который я рассказываю, лучше не потому, что его применяют эти сильнейшие ребята. Он идеален по всем характеристикам силы и контроля. Знаешь как я пояснил силу этого удара Энди Роддику, когда он был с таким же вот старым форхендом в детстве. Я дал ему мяч и сказал, бей так сильно, чтобы он перелетел через ограждение с той стороны корта. Через какое-то время и с моей помощью он поймал это движение, и понял где кроется сила. Но сила это ничто без контроля, а это уже искусство тонкой настройки. В этом ударе с контролем не всё просто, есть над чем работать..
У нас в России, вижу как часто учат детей пробивать форхенд из боковой стойки. А смотришь турниры АТР, так там почти все удары из полуоткрытой стойки делают. Отсюда два связанных вопроса. Зачем учить детей тому, с чего потом переучивать? Форхенд из боковой стойки это, что теннис прошлого?
Ну, у нас сейчас детей учат сразу из полуоткрытой стойки пробивать форхенд, это базисный вариант. Можно играть и из боковой, что часто не идеально с точки зрения передвижений, а можно вообще иногда играть из открытой. Но, полуоткрытая стойка всё же самая используемая при нынешнем быстром теннисе и передвижениях. Это уже давно не секрет. Конечно лучше сразу учить тому, с чего потом не переучивать, но такое бывает редко, поскольку тренеры часто меняются. Или другой случай. Например, я сейчас научу Викторию, современному форхенду, а потом ты приедешь домой и возьмёшь нового тренера не понимающего как это поддерживать. Он не знает почему ракетка здесь разворачивается, как ритм выводить, какая проводка итд.. Соответственно он будет менять потихоньку это движение на свой манер. Часто эти тренеры учат ровно так, как их учили 30 лет назад, и они до сих пор ничему новому не хотят учиться. Поэтому слушай внимательно на наших занятиях, тебе потом это придется стабилизировать, если не хочешь всё сломать.
Вы говорили , что ваша воспитаница Габриелла Прайс (девочка была "по детям" одной из лучших в мире по своему возрасту, выиграв множество турниров самого высокого ранга), занимается в свои 10 лет по 3 часа в день и шесть раз в неделю, а правда ли, что сестры Вильямс занимались вообще по 5-6 часов день в этом возрасте?
Да, но у них было столько здоровья, что их организмы справлялись с такими нагрузками. Габриелла, это другой случай, и столько заниматься ей чрезмерно, она очень талантлива и надеюсь тоже будет первой ракеткой мира. Но у сестер есть не только одно здоровье, хотя их технику я не могу назвать идеальной, и уже говорил тебе об этом. К сожалению, я не успел многое сделать с ними, и если интересно можешь почитать об этой истории в книге.
Так насколько много надо заниматься, чтобы быть лучшим?
Это вопрос, не имеющий правильного ответа. Всё очень индивидуально. Надо почувствовать где оптимальный уровень и где прячется предел по здоровью и балансировать вокруг этого. Надо понять цель и методы её достижения. Но не думай, что тот кто сегодня лучший в детском возрасте, останется таким же без правильной и хорошей работы. Посчитать наверно не смогу, сколько я видел одаренных и казалось бы перспективных ребят, которые потом вдруг куда-то исчезали. Хотя конечно бывают и очень ярко выраженные таланты, как например Мария Шарапова.
Уж если Вы упомянули Марию, можно немного поговорить о том, как она к вам попала и почему перестали её тренировать. В ваших руках, её талант мог бы возможно и ярче проявиться?
Да, в книге подробно написано об этом, но расскажу то, что считаю поучительным с точки зрения смены техники. Со мной связался Юрий, её отец и попросил посмотреть Марию, которой было тогда 11 лет. После первых тренировок, мы обнаружили темы для коррекции и договорились продлить работу. Мне сразу тогда не понравился её форхенд, и возможно отцу тоже, а иначе зачем он искал нового компетентного тренера, будучи уже в теннисной академии IMG. Удар на мой взгляд, не соответствовал тому высокому уровню, которым уже тогда обладала Мария Шарапова. Было много сомнений и проб, поскольку не получалось вывести технику форхенда. Доходило до идеи сменить ударную руку на левую, поскольку хороший форхенд как раз получался с левой руки. Многое, что тогда вмешалось в эту ситуацию, в том числе и конфликт интересов. Её теннисная академия была очень заинтересована в ней, и никак не заинтересована в её сотрудничестве с другой теннисной академией, которую я возглавлял. В результате компромисс был найден, и я познакомил Юрия с Робертом Лэнсдорпом, который в Калифорнии долгое время обучал Марию Шарапову, как частный тренер. А её сотрудничество с прежней академией продолжилось. Об этом в книге подробно написано, но мораль этой истории не в этом. Очень трудно, а иногда почти невозможно в приемлемый срок кардинально сменить тип теннисного удара даже к 11 годам, если он сформирован в двигательной памяти ребенка, сотнями тысяч повторений.
Рик, в этой же связи вопрос. А нельзя ли исключить, то движение-ломалку (я так это называю), которое вы ставите моей дочери и сразу перейти к конечному варианту исполнения ударного движения?
Если предыдущий навык движения хорошо закреплён, то любое относительно похожее, или близкое по амплитуде и форме движение, может часто "сбрасывать" с нового движения на старое. Поэтому я ставлю это абсолютно отличающееся движение, которое точно "закроет" в памяти старое, а уже с его закреплением можно будет трансформировать это всё в конечный финишный вид. Но это моя технология, может ты придумаешь свой подход, с подачей же у тебя другой метод, и он, как я вижу, работает.
Как на ваш взгляд оптимально выполнять форхенд, на прямой руке или на чуть согнутой? Столько слышу странных мнений по этому поводу. Если смотреть на тех же Федерера, Джоковича и других топ теннисистов, ведь у каждого свой вариант , и все классные теннисисты.
Всё верно, у них и хватки разные, это и форма проводки руки на ударе, часто диктует будет ли согнута рука в момент удара или нет. У Федерера рука прямая, и у него и хватка восточная. А Джокович играет полузападной и рука чуть согнутая. Да, исключение Надаль, хватка полузападная, а рука часто прямая, но посмотри у него почти всегда баги вип на окончании. Поэтому такое вращение. Всегда смотри на мелкие детали и составляющие, всё это формирует удар...хватка, стойка, проводка, подход итд. Это индивидуальные характеристики, с ними можно и нужно работать как с конструктором, правишь одно и сдвигается другое. Этим нужно научиться управлять, что должен уметь делать хороший тренер. Надеюсь ты на пути к этому.
Рик, я недавно смотрел за групповыми тренировками детей в вашей академии. Почему они тренируются обычными мячами, а не специальными детскими? У вас же в США тоже есть эта программа , типа 10S. Вы что не используете все те преимущества, которые она даёт детям?
Во-первых , ты прав, преимущества определённые есть. Во-вторых, мы занимаемся и этими мячами, но не всегда. Понимаешь, ожидания многих теннисных родителей таковы, что они не всегда воспринимают это серьёзно, и напрасно. У многих огромные амбиции, кстати, у теннисных родителей из России, с которыми я встречался, как раз большие амбиции и целеустремленность... это хорошо, но главное, чтобы не мешало остальному. Академия должна отвечать их ожиданиям , поэтому объединяем эти подходы.
Сколько теннисных турниров в месяц рекомендуете играть для детей 7-9 лет ?
Вполне достаточно даже одного или двух, всё зависит от формата. Это не главное. В эти юные годы, главное получать удовольствие от тенниса, чтобы остаться в нём надолго. Если при этом, вы научите ребенка хорошей технике, будет идеально. Причём у разных детей тяга к турнирам бывает разная. Кто-то рвется играть, а другие потихоньку втягиваются . Не форсируйте это, если чувствуете, что ребёнок не совсем готов к турнирным теннисным битвам.
С точки зрения методологии, как на ваш взгляд лучше подходить к вопросу освоения того или иного технического элемента? Сколь времени этому уделять и надо ли переключаться с одного элемента на другой, до момента достижения прогресса?
Хороший вопрос, но также не имеющий одного точного ответа. Хотя общие принципы говорят о том, что лучше работать с переключением и небольшим охватом целей. Но видишь, как проходили наши тренировки, мы старались выйти хоть на какой-то прогресс по отдельному элементу, и только потом переключались. Дело в том, что тренер это очень творческая профессия, а не как думают многие "стоишь и мячи набрасываешь". Здесь всё "стреляет", общение и методология, психология и дисциплина, мотивация и поощрение, ну и без должной компетенции ты ничего стоящего не сделаешь.
Спасибо Рику Мэсси за опыт и информацию!
И как он часто любил повторять GO RUSSIA !!