Психология тенниса
Психология тенниса это достаточно широкое определение, имеющее разное понимание, однако всем ясно, что речь идёт о психологических аспектах тенниса, и всё что с этим связано. Представленный в этом разделе материал, напрямую затрагивает эту важнейшую для тенниса тему. Не даром, многие мировые теннисные специалисты говорят о чрезвычайно высокой зависимости этого фактора от результата, отдавая до 80% его вклада в победу на теннисном корте. И действительно всё, что делает в процессе теннисной подготовки и самого матча, теннисист, строится на психологической подготовке , которая включает множество таких компонентов, как мотивация, концентрация, теннисные рутины, нахождение оптимального боевого состояния, дыхание и многое другое. В число этих многочисленных ментальных навыков и внутренних установок, можно даже включить такой казалось бы не относящийся к психологии вопрос, как питание теннисиста. Но именно , часто "через голову", можно достичь устойчивой привычки здорового и правильного питания теннисистом.
О многочисленных темах, связанных с психологией тенниса, включая участие в этом родителей и тренеров, и пойдёт речь в представленных ниже, периодически пополняемых материалах.
Темы :
1. Основные понятия психологической подготовки, навыки и их характеристики
2. Обеспечение развития психологических навыков у детей
3. Психологическая подготовка в начальный период профессионального развития теннисистов
4. Психологическая работа с родителями
5. Обеспечение психологической подготовки в структуре взаимодействия игрок - тренер - психолог - родитель
6. Психологическая работа в тренировочном процессе.
7. Турниры и психологическая готовность.
8. О спортивной психологии и её роли в теннисном развитии.
9.Стресс , характеристики, особенности, возникновение, стадии и примеры проявления в теннисе
10. Диагностика и коррекция перенапряжений в теннисе
11. Психологический аспект в общении, стили общения и их характеристики. Инструкции в теннисе, как составляющая общения
12. Рекомендации по общению теннисного тренера .Вербальное и невербальное общение. Умение слушать и слышать.
13. Роль тренера и его философия в теннисе.
14. Питание теннисиста и его психологическая составляющая.
Основные понятия психологической подготовки, навыки и их характеристики
Теннис чрезвычайно подверженный психологическому давлению спорт, и причин здесь масса. Это индивидуальный вид спорта, где каждую секунду теннисист самостоятельно во время игры вынужден принимать быстрые решения. Матчи имеют такой формат, что система счёта держит игрока до последнего розыгрыша в напряжении, при которой он может выиграть даже с большого отставания или проиграть, имея предварительный перевес. Тут нет ничьих и временных ограничений, игра продолжается пока кто-то не выиграет. Сама система турниров построена так ,что часто после первого же матча , он заканчивается для проигравшего, создавая тем самым дополнительное напряжение текущим возможным проигрышем. Здесь нет партнеров, с которыми можно разделить ответственность за складывающийся матч, что добавляет напряжение теннисисту и как бы повышает его личную ответственность за результат.
Во время большинства теннисных матчей к игроку не допускается тренер, чтобы как-то помочь или подсказать, хотя даже во многих командных видах спорта наставник может делать коррективы и подсказки прямо по ходу матча. Всё это создаёт предпосылки для большой психологической нагрузки на игрока, и того как он справится со всеми психологическими факторами и будет зависеть его результат.
Не смотря на то, что многие тренера признают, что мотивация, концентрация, уверенность в себе, контроль над эмоциями и мыслями, визуализация и многие другие психологические факторы, являются чрезвычайно важными, должная работа над их освоением не идёт. Зачастую, всё сводится к типичным советам: "настройся", "расслабься", "успокойся", "сконцентрируйся". Получается парадоксальная ситуация, когда тренер знает, что психологическая подготовка важна, но сводит её часто к советам или оценкам действий, а не конкретным установкам или инструкциям. Скорее всего подобная ситуация объясняется тем, что многие тренера имеют общее представление о психологических аспектах подготовки теннисистов, не понимая как обеспечить эту подготовку в рамках тренировок и турниров. К этому добавляется непростая ситуация с родителями теннисистов, часто не отдающими себе отчёт как развивается их ребёнок, каковы его цели, что важно для него в данном процессе, при этом, иногда оказывая на спортсмена дополнительное психологическое давление.
Давайте разберём, что такое психологическая подготовка и для чего она нужна, чтобы было ясно зачем работать над ней и почему это так важно. В теннисе, как и в других видах спорта, она необходима для того, чтобы раскрыть все способности спортсмена, которыми на момент соревнования он владеет. Теннис крайне зависимый от психологической подготовки спорт. Это играет такую критическую роль, что порой мы видим взлёты и падения в одном и том же матче, у разных игроков, что моментально и сильно влияет на текущий результат. Нарушение даже на короткое время оптимального психологического состояния в следствии переживания чего-либо, а причин здесь может быть много, влечёт порой к перевороту событий в игре. В теннисе 70-80% времени матча это паузы, связанные с переходами , ожиданием подачи и её подготовкой, перерывами, и это время часто оказывает разрушающее воздействие на спортсменов. Они волнуются и переживают по ходу розыгрышей, радуются и попадают под напряжение и даже стресс, думают и анализируют, в общем их психологическое состояние часто подвергается давлению в эти "пустоты".
Лучших теннисистов отличает умение справляться с собой в такие моменты, что также явилось результатом их ментальной подготовки, а не данным от рождения навыком. Как пишет Рафаэль Надаль, в своей автобиографической книге , "Если наблюдать за тренировками теннисистов занимающих десятое и пятисотое место в рейтинге, то нет гарантий, что вы определите чей рейтинг выше, поскольку они не находятся под гнётом ответственности и избавлены от волнений, связанных с турниром". Однако наблюдая их уже на матче, уровень игры будет сильно отличаться, что покажет счёт. Именно на матчах и проявляется в большей мере уровень психологической подготовки. Это не является каким-то секретом, и об этом знают многие, но как всегда знать и сделать - две большие разницы. Кстати, и это тоже составной элемент той психологической подготовки, которая в конечном итоге кого-то делает чемпионом, а кому-то не позволяет достичь даже небольшой части желаемого.
Тренерам важно понимать, что психологические навыки могут быть выучены и улучшены при регулярных тренировках. Эти навыки не являются врожденными, они формируются под влиянием окружающей среды, начиная с семьи, школы и конечно в процессе спортивной деятельности. Причём, без целенаправленной работы над ними, образуются они порой спонтанно, основываясь на многих окружающих факторах, с учетом особенностей характера человека. Особо примечательно, что редко, без специальных тренировок, навыки имеют готовый или хоть как-то сформированный вид. Кто-то может быть менее подвержен стрессу или эмоциональным перепадам, кто-то более восприимчив, но не имея четкой и осознанной структуры, их проявления могут превращаться в хаос. Смотря на то, как некоторые "вчерашние" талантливые юниоры с выраженными формами психической нестабильности, сделали из себя великих теннисистов, понимаешь, что может человек работая над собой.
Выстраивая программу шаг за шагом обеспечивающую освоение психологических навыков и методик, можно добиться потрясающих результатов. Здесь хочется подчеркнуть, что данные психологические или как их часто называют, ментальные способности, важны не только исключительно для тенниса или другого вида спорта. То, что спортсмен может развить в себе в процессе обучения психологическим способностям, пригодится ему в дальнейшей жизни. Давайте разберемся, что это за навыки и почему можно использовать спорт и теннис, в частности, как активную среду для самосовершенствования.
Основными психологическими навыками, необходимыми для теннисиста являются: Мотивация, Внимание, Контроль мыслей и поведения, Эмоциональный контроль.
Помимо этого, существует множество составляющих и дополняющих эти навыки, способностей , навыков и факторов. Среди них дисциплина, уверенность, постановка целей, боевой дух, расслабление, активизация, внутренний разговор с собой, визуализация, терпимость к себе, позитивный настрой. Даже память, сообразительность и способность к быстрому реагированию, тоже можно отнести к навыкам, развивать которые внутри тенниса можно и нужно.
Разберём основные психологические составляющие и их характеристики.
Мотивация- это желание начать и продолжать занятие. Это двигатель любого поведения. Если нет мотивации ,то нет и стремления сделать что-либо. В теннисе мотивация связана с преданностью этому виду спорта и желанием достичь там успеха. Мотивацию можно разделить на внутреннюю и внешнюю. К первой относится истинное желание играть и получать радость от этого, быть мастером своего дела и испытывать гордость. К внешней мотивации можно отнести стремление заниматься этим из-за внешних стимулов, таких как призы, деньги и вознаграждение. Тренер или психолог, выстраивающий подготовку теннисиста должен развивать мотивацию соответственно ситуации, в которой находится спортсмен, и это то, с чего и начинается психологическая работа со спортсменом. На этом этапе с игроком и родителями необходимо разобрать то, ради чего всё делается, создать правильное понимание и осознание теннисистом своего развития, выставить основные и промежуточные цели. Работа над этими навыками и установками должна быть своего рода сквозным фактором, обеспечивающим всю дальнейшую надстройку. Если нет понимания, "ради чего", "как" и "какими методами", к "каким целям", будет двигаться теннисист, не будет и хорошей психологической базы и уверенности во всех дальнейших действиях.
Внимание - это один из основных навыков в спорте, да и немаловажный в обыденной жизни. Часто в теннисе под вниманием подразумевается концентрация внимания, как её понимают многие тренеры, хотя это не совсем точно с точки зрения психологии, как науки. Концентрация это одно из свойств внимания, и при работе с этим компонентом, требуется четкое понимание, как и, что мы пытаемся поменять или на "что" воздействовать. Наряду с концентрацией, внимание имеет также такие важные свойства как устойчивость, переключаемость, отвлекаемость, объем и распределение.
В теннисе чрезвычайно важно определенное сочетание этих свойств, чтобы иметь оптимальное психологическое состояние, как на тренировках, так и на матчах. Многие специалисты в области спортивной психологии, достаточно часто обобщают все свойства и виды внимания, сводя их в своих методиках к пониманию концентрации внимания, что с точки зрения подходов никак не противоречит достигаемому результату. Здесь главное не то как мы называем то над чем работаем, а то какими методиками и с какой эффективностью воздействуем на это. Специалист, работающий над данным навыком с теннисистом, должен составлять и включать в тренировочный процесс упражнения на развитие этой составляющей, чтобы она нарабатывался вместе с развитием технической и тактической оснащенности.
Контроль мыслей и поведения также можно отнести к одному из основных навыков психологической подготовки, и без должного их освоения, будет затруднительно работать над созданием оптимального психологического состояния. Внутри этого направления работы скрыто множество навыков, главные из которых уверенность, внутренний разговор, терпимость к себе и позитивный настрой. Все эти компоненты должны быть разложены и структурировано интегрированы в тренировочный план и конечно в соревновательный процесс.
Эмоциональный контроль, наряду с перечисленными навыками, является чрезвычайно важным для обеспечения оптимального психологического состояния. Контроль над эмоциями чрезвычайно важен, поскольку за ними стоит определенный уровень возбуждения и волнения. Здесь требуется работа также над уровнем активизации и расслаблением, для достижения требуемого состояния при разных игровых ситуациях. Теннисисты должны понимать, что определенный уровень волнения нормален и даже необходим, задача состоит в нахождении и выработке методик по его настрою и управлению.
Всё многообразие этих психологических факторов, особенностей и навыков по работе с ними, должно быть разобрано с теннисистом в процессе его подготовительной работы.
Обеспечение развития психологических навыков у детей
Поскольку спортсмены начинают осваивать уже в детстве всё многообразие технических, тактических и физических навыков, уже в этот период целесообразно вводить основные психологические понятия и наглядно пояснять их. Помимо фундаментального фактора в становлении спортсменов, это обеспечит наиболее благоприятную и осознанную среду развития.
В первую очередь необходимо работать над мотивацией и целями начинающих теннисистов. Оба эти компонента обеспечат сознательное продвижение ребёнка и будут поддерживать его желание заниматься теннисом. Программа должна выстраиваться интересно, разнообразно и призвана увлекать детей, стимулируя их мотивацию к занятиям, а также самосовершенствованию. Психологическая работа должна обеспечивать главное, что важно не только детям, наслаждаться игрой и развиваться не только физически, тактически, но также интеллектуально и психологически. Многие великие теннисисты вспоминая своё детство, упоминают огромную роль и вклад их детского тренера в своё развитие. Вот, что пишет о своём первом тренере Новак Джокович : "Елена Генчич не просто учила меня теннису. Наравне с родителями она принимала активное участие в моём интеллектуальном развитии. Для успокоения и концентрации она приучила меня слушать классическую музыку и читать стихи.."
Верная постановка целей, не даст детям и родителям чрезмерно психологически "напрягаться" по текущим проблемам с результатами на теннисных турнирах. Наоборот, это научит их находить наиболее эффективные способы продвижения по пути теннисного развития, что в итоге даст гораздо больший результат. Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук Виктор Янчук в своей книге, пишет об этом так: "Многолетний путь теннисиста сравним с забегом на марафонскую дистанцию, где выигрыш на отдельных этапах не гарантирует победы на финише. Во главу угла следует поставить освоение программы мастерства - современной техники и тактики и лишь затем - добываемые на турнирах места, очки и рейтинг."
И с таким мнением согласны многие отечественные и зарубежные специалисты, а это и есть одна из составляющих психологической работы в части правильно выстроенных целей. На этапе детского спортивного развития, желательно также обеспечить ребёнка базисным пониманием того, что с ним происходит во время матчей и как с этим можно справляться. Необходимо уделить внимание навыкам успокоения и активизации , дыханию и конечно концентрации внимания. Юный теннисист должен понимать , что и как происходит с его вниманием, куда оно "уходит" и как его вернуть, как не держать ненужный мысли и быть терпимым к себе. Не лишним будет научить юного теннисиста основным простейшим теннисным рутинам, помогающим ему справляться с разнообразными игровыми ситуациями, включая подачу и приём. Работа должна проводиться как за пределами корта, так и непосредственно на теннисном корте, чтобы шаг за шагом испытывать теория на практике и постигать себя в те самые моменты, когда от этого зависит многое. В данном процессе формирования теннисиста большая роль отводится тренеру, поскольку одна лишь сухая теория спортивного психолога, не даст должного эффекта. Фактически тренер должен знать и понимать программу психологической подготовки и учитывать конкретные особенности работы с каждым теннисистом. И конечно роль родителей в данном процессе воспитания юного теннисиста на базе психологической подготовки, самая важная. Не правда ли , что если ребёнок слышит от спортивного психолога какие-то разумные вещи, но при этом пример тренера или родителей, говорит об обратном отношении к этому, толку не будет. Задумайтесь над этим, когда будете думать над психологической работой и её эффективностью.
Обеспечив ребенка на стадии его теннисного формирования хорошей, гармонично вплетённой в тренировочную программу психологической программой , мы создадим тот мощный ментальный фундамент, который поможет ему пройти через многие спортивные и жизненные испытания и достичь максимальных высот..
Период начального профессионального развития теннисистов
Данный период начинается с момента профессионального отношения к тренировкам, что характеризуется достаточно частыми тренировками и осознанного выделение в них физической, технической, психологической и тактической подготовки. Для многих, данный этап наступает в юном возрасте, поскольку дети начинают прогрессировать, определяются с желанием заниматься этим направлением и стремятся к достижению успехов. Действительно, многие из них не смогут стать настоящими профессиональными теннисистами во взрослой жизни, но попытку делают многие. Именно от того, каким путём они шли к этому, ставя себе те или иные промежуточные цели, на чём акцентировались в подготовке и как смогли справиться прежде всего с собой, и зависит их будущее. Тренер или спортивный психолог, разбирающийся в основополагающих особенностях развития тенниса, должен помочь выстроить ту профилактическую и индивидуально востребованную программу психологической поддержки, которая актуальна для теннисиста в каждый период его спортивной жизни. Когда теннисист начинает тренироваться с прицелом на профессиональное развитие, он нуждается в комплексном подходе, при котором в наибольшей степени раскроются все его таланты и способности.
Это и есть та базовая психологическая подготовка , которая обеспечивает то, о чем многие затем говорят "у этого теннисиста сильная психология". В рамках данного психологического совершенствования теннисиста, будет затрагиваться как его физиологическая, и нервно-психическая структура, так и поведенческая. Фактически эта подготовка призвана обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, настроение, переживания и поведение. Работа со всеми этими составляющими и их внутренними компонентами, должна быть направлена на преодоление любых психологических преград, связанных с возможностью демонстрации лучшего, на что способен теннисист.
В теннисе, в этот период работа подразумевает освоение основных и специфичных игровых рутин, техник визуализации, концентрации, релаксации и активизации, контролю мыслей и эмоций, и конечно же постановке целей. Обеспечение теннисиста данными навыками, позволит ему не только показывать, то лучшее на, что он способен, но и сохранит спортсмену здоровье. Всем известны случаи спортивного"выгорания", или психологических срывов с последующими соматическими проявлениями. В том числе и это происходит от того, что психологии, а точнее её системному и профилактическому воздействию не уделялось должного внимания. На одного теннисиста это повлияло меньше , на другого больше, но безусловно это так или иначе являлось дополнительной преградой для эффективного теннисного развития в юные годы. Насколько это критично? Ну а насколько критично то , что теннисист может играть в свою почти полную силу, используя весь потенциал, видный на тренировках, или он лишь наполовину использует данные возможности. Или насколько критично то, что выстраивая ложные промежуточные цели в своем развитии, теннисист приходит к периоду определяющему его дальнейший путь, со слабой технической и психологической подготовкой, со шлейфом травм и буквально "бьётся об потолок" ограничения своих возможностей. Да, кто-то возможно и не увидит этого, просто констатируя, что мол игрок "слаб" и не имеет того уровня, который может позволить конкурировать с лучшими теннисистами мира. Но что такое "слаб", вот тот вопрос , которые родители будут задавать себе в последствии, философски размышляя над тем, почему же ничего не получилось с теннисом. К сожалению, мы всегда видим концовку процесса - завершение спортивной карьеры, по каким-то причинам , корни которых лежат именно в предыдущих периодах развития теннисиста. Многое из этого проистекает из вплетённой в процесс становления теннисиста психологии развития, как составляющей и формирующей части теннисного развития, давайте будем помним об этом.
Психологическая работа с родителями
Психология спортсмена и теннисиста в частности, подразумевает развитие в нём оптимальных эмоциональных, умственных и поведенческих реакций. Учитывая то, что их формирование начинается родителями, должное внимание требуется уделять общению и работе с ними. И действительно, если проводимые психологические мероприятия, расходятся с пониманием родителей, о том, как должен быть настроен теннисист, как он себя должен вести до матча , во время и после игры, эффект от психологической подготовки будет минимален. Более того, спортсмен при разных взглядах на это, со стороны родителей и тренерского состава, не будет понимать, что же он должен делать и каким путём следовать, а это изначально разрушает основу общей подготовки. Вывод очевиден - родители должны быть осведомлены и обеспечены знаниями в области психологии спорта, в которой развивается их сын или дочь.
Эта часть тренерской работы очень важна и можно сказать обязательна, тем более в теннисе, где вовлечённость родителей крайне высока. В " Книге для родителей, чьи дети занимаются теннисом" ,авторы характеризуют таких осведомленных и компетентных родителей как "обученных". Вот, что они пишут про таких родителей: "Обученные родители сосредотачивают внимание на спортивном мастерстве, а не на результатах. Выдвигая на передний план мастерство, родители помогают юниору достичь самого высокого уровня, который для него возможен. Обученные родители располагают к тому, чтобы тренер давал правильную перспективу развития".
Задача родителей и тренера создать для теннисиста оптимальный психологический климат, и взаимопонимание между ними необходимо.
Достижение своеобразной психологической родительской компетенции, поможет им, не меньше чем их детям, в преодолении множества барьеров, стоящих на непростом спортивном пути. Осознание поставленных спортивных целей, задач и методов их решения, а также восприятие этого юным спортсменом, позволит родителям лучше понимать и помогать со своей стороны детям.
Работа с родителями в части повышения их компетентности и развития психологической подготовки детей, должна проводиться как в составе родитель- тренер(психолог) - ребёнок, так и без участия последнего. Юный теннисист должен понимать, что те психологические установки, над которыми он работает , также разделяют его родители, которые помогают ему идти по этому тернистому пути.
Психологическая работа не должна ограничиваться рамками теннисного корта, и здесь роль родителей также велика, как в качестве помощника в освоении ребёнком основных навыков, так и в качестве обратной связи. Настройка этого механизма общения с родителями, развития у них понимания основополагающих факторов психологической подготовки, создаст хороший базис для роста их ребенка в теннисе, обеспечив ему отличный тыл от самых близких людей.
Обеспечение психологической подготовки в структуре взаимодействия игрок - тренер - психолог - родитель
Одним из наиболее важных вопросов в обеспечении психологической подготовки теннисиста, является структура взаимодействия в процессе этой работы. В этой теме рассмотрим какие звенья и взаимосвязи может иметь такая структура.
Изначально необходимо понимание того, кто проводит психологическую работу со спортсменом, что и будет основой во всех взаимосвязях. Данную работу могут проводить как тренер, имеющий соответствующую квалификацию спортивного психолога, так и сторонний спортивный психолог, обладающий познанием специфики тенниса, необходимой ему для эффективной работы.
Кто-то может подумать, а зачем психологу требуется иметь квалификацию спортивного, и тем более знать все ньюансы теннисного матча. Именно эти компетенции и позволяют работать эффективно по настоящему. Да, спортивный психолог общей направленности, знает про предматчевое волнение, основные техники активизации и расслабления, а также обладает пониманием настройки , по таких вопросам как разговор с собой, мотивация, концентрация и многим другим основополагающим. Однако не понимая ритма и специфики матча, принципов эпизодичности и подготовки состояний под конкретные элементы игры и нахождения в определенных игровых условиях, работа может оказаться не полноценной, а точнее не будет решена поставленная задача.
Теннисный психолог должен понимать детально все рутины каждого элемента, понимать логику и мышление матча, и даже быть погруженным в тактический материал. Он должен понимать мысли теннисиста на второй подаче, приеме или важном очке, а также в других важных точках матча. Именно поэтому, обращения к психологам, не разбирающимся глубоко во всех компонентах, часто вызывает разочарование родителей и самих теннисистов. Да, казалось бы, надо решить одну видимую психологическую задачу, а на самом деле к ней приводят две или три другие, и в купе с неверной подготовкой, потерей уверенности, неправильным дыханием на ударах и между розыгрышами, нетерпимостью к себе, или другими важнейшими компонентами, теряется игра и результат.
Цель всегда одна, показать наибольший, возможный на сегодня уровень тенниса на ответственных матчах и в играх с определенными условиями или соперниками, а вот подходов решения много, а вернее для каждого он абсолютно индивидуален. И от того сможете ли вы найти этот путь решения, а вернее распутать этот запутанный "психологический клубок", и зависит результат. Кстати, при правильном его распутывании и настройке всех теннисных ментальных и игровых рутин, проблема должна быть решена не разово, а на постоянной основе.
Итак, какие же здесь имеются пути взаимодействия. Возможен вариант при котором тренер занимается непосредственно своей теннисной подготовкой, используя рекомендации спортивного психолога или работая с ним, как одна команда. Создание подобной структуры взаимодействия основывается изначально на уже имеющемся запросе и текущих психологических задачах, способных решить проблемы теннисиста.
Например, тренер видит, что качество игры на тренировках и турнирах сильно отличается, и ему даже видны основные симптомы этого. Данный факт уже весомая предпосылка для психологической работы. Если сам тренер обладает квалификацией, чтобы самостоятельно поправить это, отлично, но к сожалению, такое бывает не так часто, поскольку проблема видна, а вот корни её прячутся достаточно глубоко. Для того, чтобы не позволять ментальным факторам разрушать всё то, что нарабатывает игрок на тренировках, грамотный наставник должен посоветовать своему подопечному, поработать над психологическими навыками.
Когда тренер берётся за это сам, то программу и методику необходимо строить через раскрытие всех взаимосвязей данных обстоятельств, как с теннисистом, так и с родителями теннисиста. Почему необходимо привлекать родителей и какова их роль, было раскрыто в предыдущем разделе, главное, что такое взаимодействие критически важно, и без него общая работа не может быть осуществлена, и тем более эффективна.
В случае, недостаточной квалификации тренера или его сомнениях в части методик, а может отсутствии времени или желании, разбираться в проблеме каждого игрока, наставник может рекомендовать специалиста, в квалификации которого, он уверен.
Возможно, что игрок или его родители, самостоятельно найдут подобного спортивного психолога, главное, чтобы методики и процесс достижения психологической устойчивости не противоречили коренным образом, взглядам тренера. В таком случае может сложиться ситуация внутреннего конфликта, при которой достижение прогресса будет невозможно. В этом моменте очень важно включение в процесс взаимодействия родителей, понимающих данное обстоятельство и желающих помочь ребенку оказаться в сбалансированной и эффективной среде развития.
Создание подобной гармоничной обстановки, носит деликатный характер, поэтому если тренер сам не настаивает на определённом психологе, инициатива по его введению, должна быть весьма аккуратной и обсуждаемой. Как всегда особенно важен первый опыт, поскольку если психолог и тренер не найдут хорошего рабочего баланса и понимания, дальнейшие попытки по движениям в этом направлении будут затруднительны. Прежде чем объединить усилия этих специалистов, как минимум, родители должны убедиться в совпадении их понимания по основным вопросам, связанным с постановкой целей, мотивацией и методами воздействия на теннисиста. Если они противоположны, игрок не получит никакой пользы от подобной психологической работы, и быть может родитель в ней разочаруется.
Самый простой пример. В рамках работы с повышенным напряжением и нестабильным эмоциональным состоянием, психолог работает с теннисистом над промежуточными целями, где главное это постижение теннисного мастерства, и лишь потом результата. При этом тренер не акцентируется в своих тренировках на каких-либо целях технического характера и для него есть только "набивание" игрока для победы за счёт этого компонента. И даже если тренер прямо не говорит об этом, сами его тренировки и методики могут это показывать, за счёт огромных объемов он гонит игрока по турнирам, пытаясь достичь часто не осознаваемых целей . Противоречия , в таком случае, будут очевидны, а результат заранее понятен.
Бывает и другая конструкция, при которой тренер не особо вовлечён в психологическое развитие игрока, и занимаясь своей технической частью, рад любой его позитивной и эффективной работе над собой, не навязывая свои представления об этом. В подобном случае, можно свободно проводить психологическое совершенствование, при помощи спортивного психолога, поясняя тренеру продвижение по этому пути теннисиста. Иногда тренеры негативно воспринимают ментальную подготовку игрока со сторонним специалистом, видя в нём прежде всего конкурента, и возможно другое независимое мнение, по разным вопросам.
В этой связи, родителям, не будет лишним понимать, что психологическая спортивная наука во всём мире имеет примерно один и тот же взгляд на концепцию профессионального развития теннисистов и юниоров, в частности. Об этом написано множество специализированных книг и материалов, в том числе и лучшими тренерами. Желающий знать - познает, и сможет переоценить свой путь развития.
Обеспечение психологической подготовкой в любой структуре, где участвуют игрок, родитель , тренер и психолог, оптимально начинать как можно раньше, поскольку начало спортивного пути уже подразумевает работу с такими важнейшими психологическими компонентами, как поставка целей и мотивация. Чем раньше теннисист научится владеть собой, тем больше шансов на его эффективное развитие и отсутствие дальнейших психологических проблем, тормозящих движение вперёд. Рассматривая данную структуру взаимодействия, хочу выразить полное согласие с мнением одного из лучших детских тренеров Л.Д. Преображенской, высказанное ею в книге "Как воспитать теннисную звезду".Она видела это так: "Тренер должен быть не только специалистом, но и психологом и воспитателем".
Психологическая работа в тренировочном процессе
Специалисты считают психологический аспект подготовки спортсменов очень важным. И это, ни что иное, как акцентирование внимания на предварительной подготовке спортсмена. Тренеры очень часто испытывают трудности, стремясь систематизировать психологическую подготовку теннисистов, не отдавая себе отчёт в том, что основная работа должна проводиться именно на подготовительном, тренировочном этапе. Часто психологическая работа со стороны тренера выглядит как типичные советы : "настройся", "сконцентрируйся", "расслабься", "возьми себя в руки". Однако подобные поверхностные рекомендации без их детальной проработки и отработанном механизме применения, действенного эффекта не оказывают.
Теннисисту требуется понимание как конкретно и детально применить ту или иную рекомендацию, совет или методологию. Более того, поскольку все люди и теннисисты, в том числе, с разными психотипами и уже с накопленными психологическими особенностями и проблемами, стандартные рекомендации общего характера просто не могут оказать должной помощи. Типичный пример, когда приобретенные стандартные программы по повышению концентрации, эмоциональному контролю, боевому духу , итп решениям ментальных задач , попросту не помогают. Да, описанные в программах вещи в общих чертах правильные и базируются на фундаментальных основах психологии, однако у каждого спортсмена свои корни проблемы, даже если конечные проявления схожие, и казалось бы все они общего характера. Поэтому, "разматывать и доводить " каждую проблему до эффективного и устойчивого результата, оптимально всё же в индивидуальном порядке, понимая, что происходит на той или иной стадии.
Здесь важна работа с разнообразными состояниями теннисиста, его эмоциями, мыслями, процессами рефлексии и самоконтроля, регуляцией состояний и конечно игровыми рутинами. Рабочий процесс должен строиться, как непосредственно на корте, так и за его пределами. В игровые тренировки должны гармонично вплетаться элементы психологической работы над собой и проводиться мероприятия по контролю за их освоением. На этом этапе игрок должен получить основные навыки оптимального психологического поведения на матчах и отработать все игровые рутины. Особое внимание надо уделять вопросам постановки целей, мотивации, дисциплине и самостоятельной работе теннисиста вне корта над собой. При этом игроки должны получать знания общего характера, и всегда иметь эффективную обратную связь, что будет способствовать хорошему освоению и успешному личностному росту.
В процесс подготовки должны включаться практические методики по достижению теннисистом активизации и расслабления, визуализации, концентрации и коррекции состояний. Правильная работа над этими составляющими психологической подготовки, позволит подготовить ментально сильного игрока и будет оказывать, своего рода, профилактическую психологическую подготовку. Поскольку психологическое взаимодействие со спортсменом отталкивается от его индивидуальности, на тренировочном этапе, специалист занимающийся подготовкой теннисиста, должен провести психодиагностику теннисиста. Её результаты должны быть учтены при выстраивании психологической работы с ним, и при необходимости индивидуально корректироваться.
Обеспечение психологической подготовкой на тренировочном этапе чрезвычайно важно, без неё нельзя говорить о какой-то внятной и эффективной психологической устойчивости на соревновательном этапе. Фактически, психологическая подготовка в тренировочном периоде, является тем базисом в периодизации всей психологической подготовки, от которого всё отталкивается.
Программа тренировочной психологической подготовки теннисиста, может быть условно разделена на общую подготовку по освоению основных вышеописанных составляющих, предматчевую и послематчевую. В стадии общей подготовительной части, игрок готовиться по всему спектру навыков и освоению рутин. В предматчевой стадии, которая может занимать день или два до турнира, внимание акцентируется на создании оптимальных состояний и механизмах их достижения. Проводится работа по разбору возможных ситуаций, связанных непосредственно с конкретным соперником или условиями предстоящего матча. В послематчевой стадии, когда игра закончилась, необходимо провести анализ матча, с учетом психологического аспекта выступления. Оптимально проводить такой послематчевый разбор на следующий или на второй день после игры, пока теннисист помнит свои ощущения и состояния на игре. Не рекомендуется это делать непосредственно сразу после матча. В случае выигрыша и предстоящего матча, данный анализ надо провести в комфортное для теннисиста время. Все выводы и результаты должны быть проанализированы и систематизированы вместе со специалистом, на основании чего, должны ставиться новые цели и задачи. При этом теннисист должен принимать в данном процессе самое активное участие, отражая динамику данного процесса в спортивном дневнике. Это является одним из механизмов работы над дисциплиной и самосовершенствованием. Предматчевая и послематчевая стадии психологической подготовки, хоть формально и относятся непосредственно к самому матчу, но часто проводятся в тренировочный период, где занимают особо важное место.
Психологическое обеспечение в этот тренировочный период является основой во всей психологической подготовке теннисиста, и от того насколько хорошо была проделана данная работа, во многом зависит дальнейший результат выступления.
Турниры и психологическая готовность.
Специфика турниров в теннисе такова, что здесь главенствует принцип игры на выбывание при первом же проигрыше, что является дополнительным психологическим фактором, давящим на спортсмена в каждом матче. К этому обстоятельству добавляется необходимость психологической устойчивости во время матча, где 70-80% времени, это паузы между розыгрышами. Именно в это время ожиданий, на игрока выпадает повышенное психологическое воздействие, связанное с теми или иными реакциями на ситуацию, потерей концентрации, борьбой с ненужными мыслями и другими эмоциональными проявлениями.
В связи с этим, огромное значение приобретает способность теннисиста эффективно использовать это " мертвое время" в матче. Часто самое сложное время для концентрации во время матча - между розыгрышами. Поэтому в это время игрок должен следовать строгому ритуалу или так называемым теннисным рутинам. Здесь важно всё, начиная от контроля дыхания и спонтанных эмоций и заканчивая раздумьями о верной тактике. И от того насколько умеючи теннисист обращается с этими факторами, во многом зависит его способность показать свою лучшую игру.
Тем самым, на первый план выходит структурированная работа по построению индивидуальны игровых теннисных рутин. Фактически, это тот набор определенных действий психологического и поведенческого характера, который будет помогать теннисисту ментально "не выпадать" из контекста матча, в любых ситуациях. А в идеале он должен держать его в так называемом оптимальном боевом состоянии, когда всё как бы получается само собой.
Весь комплекс этих рутин должен исходить из выстроенных заранее психологических установок, что и должна обеспечивать подготовительная психологическая работа в тренировочный период. Понимание теннисистом своего состояния во время матча, обеспечивает его способности к самоконтролю. Исходя из индивидуальных особенностей игрока, и в качестве психологической работы, над тем или иным состоянием, возможны акцентированные установки на матч, с разбивкой на отдельные его временные участки.
Психологическое обеспечение матча, фактически состоит из подготовки и контроля тех наработанных психологических навыков, которые были подготовлены заранее. Таким образом, теннисный матч может показать, какова готовность по многим ментальным компонентам. Однако не всегда можно ожидать эту наглядную демонстрацию на любом матче. Предположим игра пошла сразу легко и не было ситуаций, связанных с проблемами и их устранением или нейтрализацией, что нельзя интерпретировать как освоение психологической способности противостоять им. В том числе и поэтому, важнейшей составной частью, психологического обеспечения матча, является его анализ, в контексте психологического проявления теннисиста. Подобный анализ должен осуществляться спортивным психологом или тренером, по заранее отработанной методике. Данный разбор матча, условно можно отнести к турнирной работе по обеспечению психологической подготовки , поскольку информация собирается в этот период, однако сам разбор матчевой ситуации, подведение итогов и установка целей, могут осуществляться позже.
Бывают и ситуации, при которых матч выигран, и следующий предстоит завтра или через день, два. В данном случае можно говорить о продолжении турнира и необходимости оперативной готовности к следующему матчу. В таких случаях мы имеем дело с психологической работой по ходу турнира, которая должна быть проведена в то время, которое оптимально для настроя на следующий матч. Тем не менее, это не отменяет разбор серии матчей на данном турнире, по его окончанию, фиксации результата психологической готовности, и определении дальнейшего совершенствования.
Психологическую подготовку в контексте матча, как определенного промежутка времени, в котором игроку надо добиться своего оптимального игрового состояния, можно разделить на предстартовую и непосредственно игровую на матче. Каждый из этих периодов должен отрабатываться своими рутинами, с пониманием особенностей возникающих состояний и их коррекции. Но если в предстартовый период, теннисисту можно оказать психологическую помощь в настрое или оптимизации волнения, то на матче правила запрещают всяческое вмешательство извне. Хотя бывают и исключения, но специфика подготовки теннисиста, должна строиться на том, что он самостоятельно обязан справляться со своим состоянием и качеством игры. Это один из тех дополнительных факторов сильной зависимости тенниса от психологической готовности игрока, разная степень подготовки в которой, часто и определяет победителя.
Здесь опять необходимо упомянуть о взаимодействии связки игрок, тренер и родитель, а также спортивного психолога , если он регулирует данный процесс, или помогает формировать оптимальную схему работы. Эффективность работы в этих звеньях, является чрезвычайно важной составляющей. В этой связи, хочется подчеркнуть один из главных факторов успеха во всей психологической работе с теннисистом. Он состоит в том, что вся психологическая подготовка должна быть "принята" на уровне полной веры в неё самим теннисистом, и если своим поведением на матче тренер или родители, показывают ему обратное, хоть по какому-либо аспекту, вся психологическая подготовка может быть под угрозой. В работе над этим компонентом требуется особая деликатность и четкость, надо помнить, что теннисист не единственный, кто должен следовать психологической дисциплине.
Обеспечение психологической подготовки в соревновательной деятельности включает в себя большой комплекс подобных мероприятий. Эффективность должна оцениваться практическим воздействием, по продвижению на этом пути совершенствования, максимальной реализации и достижению хороших результатов теннисистом.
Помимо этого, следует отметить важность индивидуальных настроек ментального характера. То что подходит одному, для другого может просто не сработать и разваливающаяся игра при первых же непростых обстоятельствах, будет показывать на отсутствие хорошего психологического фундамента теннисиста. И он есть и работает только тогда, когда он не просто теоретически осознаётся игроком, а когда он стал частью его натуры и образом мысли и поведения.
О спортивной психологии и её роли в теннисном развитии.
Сфера психологии достаточно обширна и включает в себя большое разнообразие направлений, областей, методик, взглядов и концепций. Существует много сфер жизнедеятельности где работают психологи, из которых всем известны такие как семейная, бизнес, спорт, педагогика и многие другие. Специалисты из разных областей изучают базовые и фундаментальные вещи такой многогранной науки как, психология. Конечно же, они знают про ключевые взаимосвязи и реакции в нашем организме, эмоциональные проявления и нейрофизиологические механизмы, но часто их компетенция покрывает лишь определённую область. Например, семейный психолог, работающий в основным с этой проблематикой не сможет вас квалифицированно проконсультировать, допустим по психологическим теннисным рутинам, моментам для активации или релаксации в матче или корректно выстроить промежуточные цели, и многом другом из подготовки психологической устойчивого теннисиста.
Психологи специализирующиеся на консультировании в области спорта и называются спортивными психологами. Также как и психологи из других областей, они работают с эмоциональной , мысленной, физиологической и другими важными областями, и целью является достижение спортсменом своей идеальной формы, через обретение оптимальных психологических кондиций или коррекции и трансформации мешающих состояний. Таким образом, спортивный психолог работает со страхами, перенапряжениями, неврозами, депрессиями, "выгоранием", эмоциональной неустойчивостью, концентрацией внимания, чувством уверенности и некоторыми другими важными составляющими. Помимо этого, часто подтягивается коммуникация, дисциплина , выравнивается иррациональное мышление и поведение. Фактически, спортивный психолог помогает понять, найти и удерживать то идеальное состояние, которое позволит раскрыть теннисисту всё на, что он способен, и даже помочь расширить эти рамки. Психолог, в том числе и спортивный, обычно диагностирует проблему и решает её совместно, а не вместо самого человека, совершенствуя в процессе этого многие его качества. "Совершенствоваться - значит в чем-то превзойти самого себя", не правда ли , это классическое определение тесно перекликается с теннисом, где психологической работе над собой отводится особое место.
Очень часто тренера говорят , что "главный соперник для тебя - ты сам", и это значит, что подняв до огромных вершин свой профессионализм по всем показателям, спортсмен может продвинуться очень далеко вперёд. И именно продвижение по психологическому направлению, может открыть совершенно новые возможности. Мы часто видим, что на тренировке теннисист играет отменно, а на матче делает много ошибок и не свойственных ему движений. Или например, часть матча теннисист играет хорошо, потом вдруг происходит провал , а затем всё чудесным образом налаживается. Третья ситуация, коих можно показать немало, с чрезмерной эмоциональной неустойчивость, после которой теннисист ещё шлейфом теряет несколько очков, также наверняка знакома многим. Почему это происходит, и где корни и ключи от решения этих вопросов, как выстроить работу над собой и по сути дела раскрыть весь свой возможный потенциал, всё это и есть область в которой взаимодействует теннисист и спортивный психолог.
Теннис чрезвычайно подверженный психологическому напряжению спорт, и причин здесь масса. Это индивидуальный вид спорта, где каждую секунду человек вынужден принимать быстрые решения. Система счёта держит игрока до последнего розыгрыша в напряжении, при которой он может выиграть даже с большого отставания или наоборот , проиграть, имея огромный перевес. Тут нет ничьих и временных ограничений, игра продолжается пока кто-то не выиграет. Сама система турниров построена так ,что часто после первого же матча , он заканчивается для проигравшего, создавая тем самым дополнительное напряжение текущим возможным проигрышем. Здесь нет партнеров, с которыми можно разделить ответственность за складывающийся матч, если это конечно не парная игра. В большинстве турниров, во время теннисного матча не допускается тренер, чтобы как-то помочь, поддержать, или подсказать, хотя даже во многих командных видах спорта, наставник может делать коррективы и подсказки прямо по ходу матча. Всё это создаёт предпосылки для огромной психологической нагрузки на игрока, и того как он справится с этим и будет зависеть его результат. Нарушение даже на короткое время оптимального психологического состояния, в следствии переживания чего-либо, а причин здесь может быть много, влечёт порой к перевороту событий в игре. В теннисе, по разным оценкам, до 75% времени матча это паузы, связанные с переходами , ожиданием подачи и её подготовкой, перерывами, и это время часто оказывает разрушающее воздействие на спортсменов. Они волнуются и переживают по ходу розыгрышей, радуются и попадают под напряжение и даже стресс, думают и анализируют, в общем их психологическое состояние часто подвергается давлению в эти "пустоты".
Лучших теннисистов отличает умение справляться с собой в такие моменты, что также явилось результатом их ментальной подготовки, а не данным от рождения навыкам. Как пишет Рафаэль Надаль, в своей автобиографической книге "Рафа моя история": "Если наблюдать за тренировками теннисистов занимающих десятое и пятисотое место в рейтинге, то нет гарантий, что вы определите чей рейтинг выше, поскольку они не находятся под гнётом ответственности и избавлены от волнений, связанных с турниром". Однако наблюдая их уже на матче, уровень игры будет сильно отличаться, что покажет счёт. Именно на матчах и проявляется в большей мере уровень психологической готовности. Это не является каким-то секретом, и об этом знают многие, но как всегда знать и делать - две большие разницы. Кстати, и это тоже составной элемент той психологической подготовки, которая в конечном итоге, кого-то делает чемпионом, а кому-то не позволяет достичь даже небольшой части желаемого.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПО ВСЕМ ТЕМАМ СЛЕДУЕТ....