Выбираем тренера

Как выбрать тренера ?  Об этом во второй части этого материала, сначала давайте разберемся, что такое хороший тренер ? Абсолютно точного и обобщающего  ответа наверно нет, важно учитывать очень много характеристик, и конечно учитывать период развития. Для игроков высокого уровня и более взрослого возраста, свои предпочтения, для перспективных подростков, другие. Для взрослых не профессиональных игроков, свои предпочтения, а   детей начального периода развития, свои. Говоря о начальном теннисном развитии, всё же можно выделить общие характеристики хорошего тренера, чтобы обращать на них внимание при его выборе.

Для только начинающих  двигаться по  теннисному пути, этот вопрос очень сложный, но один из основных, и все его решают по своему.  Многие исходят из того, какой теннисный клуб поближе и там уже интересуются  тренерами. Если не брать в расчёт территориальные показатели места занятий , действительно, основной вопрос это, конечно же тренер. Хорошо если вам повезёт с ним, и это будет знающий специалист, любящий свою работу и детей, способный привить ребенку любовь к теннису, а также развить основные технические навыки. Занятия у этого тренера должны поддерживать и развивать мотивацию ребенка , формировать его личность  и психологическую устойчивость и поведение, быть правильно выстроены методологически. От того, как развивается ваш ребёнок именно в юные теннисные годы, зависит чрезвычайно многое в будущем. Конечно же детский тренер должен привить все основные теннисные навыки и желательно хорошую технику,  т.к в случае профессионального теннисного роста, переучиваться  потом будет сложно , а порой  и невозможно. Вы должны понимать, что большинство тренеров придерживаются  определённой философии.

Это то, как тренер видит разные ситуации и события в жизни и в теннисе, а также развитие игроков внутри теннисного совершенствования и достижения требуемого результата. Эта философия определяет мысли, действия и решения, которыми руководствуется тренер. "Учебник передового тренера"выпущенный под эгидой международной федерации тенниса ITF, так характеризует две наиболее распространённые тренерские философии. "Философия  выигрыша любой ценой игнорирует  развитие игрока, тогда как философия приоритета мастерства и только затем победы, является сбалансированной. Она подчеркивает развитие игрока, и приведёт к лучшей игре и оптимальному развитию."  

Как видите, эта важная тренерская "составляющая", рассматривается мировыми теннисными специалистами, как базовая и от понимания того, какая она у вашего тренера, зависит многое. Если она отличается от вашей, то как минимум, будут происходить периодические недопонимания задач и целей, между вами и тренером. Даже тренерский стиль, может оказаться существенным для вашего ребёнка и вас. В работе тренеры пользуются различными стилями, для каждого из которых характерны свои особенности. Очень часто тренерский стиль, свойственен ему во многих случаях, и исходит из философии тренера, его темперамента и характера. Существуют три основных стиля: авторитарный, демократический (сотрудничества) и либеральный(отстраненный). Если рассматриваемый вами тренер относится к последнему стилю, рекомендую забыть о нём как о тренере для детского теннисного развития.

Посмотрите каковы проявления в тренерских стилях, при разных ситуациях.

 

Авторитарный

Сотрудничества

Отстранённый

Философия

Концентрация на выигрыше

Концентрация на мастерстве и игроке

Нет акцентов

Цели

Выполнить задание

Развить навыки и выполнить задание

Нет целей и задач

Принятие решений

Тренер принимает решения

Игроки вовлечены в процесс, руководимый тренером

Спортсмены принимаю решения

Отношения между игроком и тренером

Зависимость игрока от тренера

Независимость от тренера

Неопределённые

Стиль общения

Тренер говорит , что делать

Тренер спрашивает, слушает, говорит, что делать

Тренер слушает

Как оценивается успех

Тренером

Игроком с помощью тренера

Неопределенно

Вера в игрока

Тренер имеет небольшую или никакой веры в игрока

Тренер верит в спортсмена

Неопределенно

Роль тренера в мотивации

Внешняя

Внешняя и внутренняя

Нет мотивации

Структура тренировок

Негибкая

Гибкая

Никакой

 

Хотя тренерам необходимо подстраивать свой тренерский стиль под различных игроков и ситуации, самым оптимальным для разных случаев является демократический стиль или, как его называют "стиль сотрудничества". Этот стиль также соответствует тренерской философии "сначала мастерство спортсмена, затем победы". Тренерский стиль, фактически создаёт атмосферу общения и развития теннисиста. Он так или иначе влияет на психологическую обстановку на тренировках, а также на матчах. Не редки случаи, когда тренера меняют стили, добиваясь этим различных целей, что вполне целесообразно, однако не стоит переходить на отстранённый стиль, ввиду его крайней неэффективности. Он буквально разрушает нормальный тренировочный процесс и само развитие теннисиста. Тренера использующие его по не знанию или слабой квалификации, скорее являются спаррингами для теннисистов, нежели тренерами. Они могут только быть партнером по игре, но никак не строить развитие теннисиста.

 Роль тренера в теннисе охватывает всё многообразие задач и функций, но процесс общения со своими подопечными, тем не менее, пожалуй, является главным звеном в структуре эффективного и гармоничного развития теннисистов. Особо надо отметить, что этот компонент, чрезвычайно важен для детского тенниса, когда ребёнок начинает делать первые шаги  и от тренера зависит очень многое. В зависимости от того как тренер построит методику освоения того или иного теннисного элемента и как сможет пояснить и сопроводить её , зависит прогресс ребёнка. Общение между тренером и учеником в процессе тренировок, призвано в первую очередь носить информационный и познавательный характер. Фактически тренер доносит в эти моменты, те инструкции по технической или тактической составляющим, над которыми они совместно работают. В теннисе, данная работа может быть как в составе небольшой группы, так и индивидуально. В моменты когда прорабатывается какой-либо навык, теннисисту чрезвычайно важно понимание, корректности выполняемых им действий. От этого в многом зависит эффективное освоение исполнения элемента, и здесь на передний план выходит качество общения тренера. Оно должно быть своевременным, четким, понятным и эмоционально выверенным, чтобы продвижение по освоению того или иного навыка было максимальным. В этой, как бы информационной составляющей общения, тем не менее всегда скрыта как педагогическая составляющая, так и психологическая, поскольку всё это происходит в контексте конкретной тренировки, с её целями и задачами.

Хотелось бы отметить, что обучение и инструктаж по освоению каких-то технических навыков, должен вестись тренером с учетом индивидуальных особенностей учеников. Кто-то из них может лучше воспринимать зрительные образы(визуальщик) и ему надо больше показывать, нежели рассказывать. Другой, хорошо воспринимает двигательные шаблоны (кинестетик), и тогда надо буквально проводить его руками и делать упор на двигательные эталоны движений. Третий, лучше постигает знания через вербальный канал общения (аудиальщик), и ему можно объяснять дольше, чем другим. Здесь надо помнить, что дети и большинство взрослых всё же лучше воспринимают визуальный канал, хотя в работе с конкретным теннисистом надо разобраться индивидуально. Иногда на теннисном корте  можно слышать примерно следующее: " Бей точнее ,... как положено,...лучше.., как учили, поправь удар ", и подобные тому, то ли комментарии, то ли инструкции, абстрактного типа. Часто они носят эмоциональный и противоречивый характер, путающий, прежде всего молодого игрока внутренне, что внешне он может и не показывать. Если тренер исповедует авторитарный стиль, мало кто решиться, спросить его при всех, а что же он имел ввиду. И здесь мы подходим ещё и к вопросу о хорошей обратной связи, без налаживания которой, тренировки  становятся мало эффективными.

Посмотрите как обстоит дело с этим у вашего тренера. Четкость, ясность, простота и своевременность тренерских инструкций, являются особо важными компонентами в общении с учеником . Тренер должен точно понимать, что если он "сжимает" инструкцию, до формулировки, например: "Бей точнее", то игрок знает, за счёт чего он должен это сделать. Буквально и конкретно теннисист должен понимать, что он технически должен сделать руками или ногами, чтобы исполнить рекомендации или инструкции, когда они даются в сжатом виде. Это особенно важно в работе с детьми, когда на этой стадии нет полного понимания тренерских инструкций, юные теннисисты не могут овладеть правильной техникой исполнения.

Касаясь работы детского теннисного тренера, хотелось бы также акцентировать внимание на форму и подачу инструкций и рекомендаций, а также построение тренером структуры обучения того или иного технического элемента. Тренер должен давать простые и понятные инструкции, которые должны быть поэтапны и идти от простого к сложному. Если нет навыка по одному компоненту техники, то на его отработке, не всегда целесообразно, подключать другие, требуя от юного теннисиста следить за всеми. Это ещё связано в том числе с тем, что ребёнку тяжело мысленно контролировать правильность исполнения двух и более движений одновременно, делая их пока осознанно, а не автоматически. Если хотите понять и оценить эффективность тренировочного процесса, смотрите в первую очередь, за методиками и общением тренера.

Хороший тренер всегда должен помнить о том, что эффективное освоение юным теннисистом того или иного технического приема, это вызов его компетенции, а не только способностям теннисиста. Все игроки разные и кому-то стандартная тренерская методика подойдёт идеально , а кому-то требуются коррективы, разбивка элемента на части, добавление визуальных или звуковых меток, большего позитива на неудачном опыте, или других индивидуальных особенностей. В выстраивании этого персонального механизма освоения и эффективного общения в данном процессе, и кроется уровень компетенции тренера по уровню качества его обучения и коммуникации. Смотрите за этими ньюансами, они не всегда явно видны, но говорят очень о многом . Естественно, ещё важен вопрос качества самого "теннисного материала", который тренер доносит до теннисиста, но это уже относится к другому аспекту профессиональной квалификации и здесь сходу разобраться родителям, конечно не так просто. В тренерских коррективах, инструкциях, советах, как бы их кто не называл, оптимально исходить из качества исполнения, а не из результата попадания. Через какое-то время родители уже могут понять явные ошибки при исполнении, что будет немаловажно. Например, на отработке подачи теннисист делает технический брак в движениях, но попадает в квадрат. При этом, тренер ничего не говорит, а быть может даже хвалит его, поскольку результат попаданием достигнут. Итак повторяется не раз, и с теми же недочётами. На последующих подачах, мяч начинает попадать в сетку, затем в аут по длине. Вот уже подача разладилась и игрок в замешательстве, поскольку всё сбилось. Тренер качает головой или даже ругает, абстрактно указывая на недопустимость такой подачи, говоря сразу несколько ошибок. Был ли тренер эффективен? Очевидно нет, поскольку пренебрегая качеством и эталоном движения, он сначала дал закрепиться некорректному движению, поощряя это, а затем выдал не содержательную критику. Вместо этого, можно было бы за счёт обратной связи, сразу обратить внимание на погрешности в исполнении, объяснив, что они могут вызвать ошибки по длине полёта мяча. Своевременно акцентировав внимание теннисиста на ключевой проблеме и второстепенных, пояснив порядок правки, мы получаем  эффективное средство для его технической корректировки. В дальнейшем подобный подход может естественным образом перейти уже в  систему самокорректировки  у игрока, построенную на качестве. Фактически, этот принцип исходит из описанной выше тренерской философии, базирующейся на акцентах качества и мастерства спортсмена, а не на результате, который при этом, часто, оказывается временным.   

    

Рассмотрим , что вы можете сделать , для выяснения того, насколько хорош детский тренер, к которому вы хотите отдать своего ребёнка.

1. Постарайтесь попасть на его тренировку и посмотреть на следующие моменты :

- Сколько детей в его группе (если уже 7-8 и вы можете быть ещё одним ,то это плохо , т.к ребёнок будет крайне редко с мячом и под контролем тренера, значит  рост качества будет слабый, да и количество времени с мячом тоже будет недостаточным)

- Одинаковый ли уровень у детей и если разный ,то есть ли дифференциация  упражнений (если нет -плохо, значит тренер не "гибкий" и охватить прогресс у всех вряд ли сможет)

- По какой системе тренируют маленьких детей. Если это обычные желтые мячи  и полная площадка ,есть вопросы. Почему? Рекомендую присмотреться к Системе 10S . Нет необходимости с самого начала готовиться к результатам на больших площадках, работайте над качеством в наиболее комфортном для ребёнка режиме. С детскими мячами это гораздо проще и правильнее, т.к отскок не такой высокий и скорость мяча меньше.

- Если тренер часто кричит на детей, не может привлечь их внимание и увлечь своими упражнениями , плохо , через некоторое время у ребенка может пропасть интерес к занятиям. Посмотрите каков вообще уровень эмоциональности тренера, дети не любят скучных и хмурых преподавателей.

- Если все дети бьют по мячу каждый по своему и тренер никому ничего не говорит или занимается только с одним-двумя , плохо, значит у него нет никакой методики и заинтересованности в работе над качеством в группе . А то, что он "возиться" с кем-то подолгу отдельно, наводит на определенные мысли.

- Если тренер во время тренировки не понятно зачем смотрит часто в смартфон или говорит по телефону, это недопустимо.  Частенько сидит на лавке ,пока все делают упражнения ...,почему?  Как оттуда можно увидеть качество исполнения и показать ученикам своё внимание к этому? Он должен ходить вокруг учеников и смотреть с разных сторон на исполнение. Значит, он особо не заинтересован в качестве на общей тренировке, и чем больше у ребенка не получается ,тем возможно больше "придется" поправлять это на индивидуальных тренировках. А может он просто устаёт или так привык работать ….

- Посмотрите насколько разнообразна тренировка по техническим элементам и освоению разных навыков. Или это просто примитивная долбёжка с задней линии и общими комментариями тренера о том ,  что надо попадать, крутить итп... 

-Посмотрите на момент отработки подачи детьми. Как это происходит. За 5 минут до конца и тренер просто ставит корзину с мячами ,а сам отходит или вообще сидит на лавке? Это недопустимо для хорошего тренера! Делает ли он детям правки при этом и как? Показывает или просто говорит, а может только хвалит за попадание в квадрат, но не акцентируется на качестве исполнения. Тренер должен быть рядом в эти моменты и сначала показать всем , а потом помочь каждому с его ошибками.  

- Если у тренера есть система и методика по которой дети не стоят долго в очереди в ожидании удара ,а работают в парах или с имитациями итп  заданиями, что увеличивает их теннисную занятость и эффективность , отлично. Если нет, и все упражнения делаются "через очереди"- это устаревший подход и очевидно тренер не задумывается  с переобучением  себя и тренирует так , как его тренировали много лет назад. Возможно, он таков будет и в других тренировочных ситуациях, что не скажется положительно на эффективности тренировочного процесса и развитии вашего ребёнка.

- Если тренер наказывает кого-то  за плохое исполнение элемента техники,  физическими упражнениями или другими повинностями, это очень плохо.  Т.е он не может научить, и как бы устраняется от помощи и решения проблемы, хотя это полностью его компетенция. Возможно он смотрит на этот процесс, так что дети сами должны схватывать всё с его полуслова, и даже не задумывается, что может он неверно пояснил, показал итп. Все дети разные , кто-то кинестетик (надо прямо его руками провести), другой визуальщик(надо больше показывать самому), а третий аудиоальщик (вот тот, кто идеально может схватить на лету слова).

- Плохо , если тренер не соблюдает элементарных тренерских канонов  и регламентов тренировки. Сначала должна быть разминка (бег , упражнения ,итп), затем  техническая  часть (удары , элементы , упражнения), потом игры и в конце заминка. Между всем этим дети должны регулярно пить, успевать восстанавливаться, доходчиво получать своевременные рекомендации и находиться в позитивной атмосфере. 

- Смотрите на то, поправляет ли кого-то тренер по правильности ударов , перемещений  итп важнейших элементов , и как он это делает. Каково его общение при этом? Если просто говорит, что-то типа " Плохо , старайся !", "надо попасть", итп  , значит он не уделяет  время доступным разъяснениям и качеству на групповых тренировках , и возможно вас сразу нацелят на индивидуальные занятия. Конечно, это всё равно рано или поздно неизбежно, но если детям не дают никаких понятий и не объясняют основы на групповых занятиях , это не хороший сигнал.

- Смотрите на общение тренера с детьми , слушают ли они его , вселяет ли он оптимизм  в них и хвалит ли за отличные действия. Справедливо  ли и часто ли ругает,  и как это делает. А может он делает всё без особых эмоций. Дети быстро устают от сухого общения, отсюда потеря и концентрации и мотивации.  Тренировать детей намного сложнее и ответственнее ,чем  взрослого. Всегда интересуйтесь ,а детский ли это тренер, или просто тренер. Чтобы ладить с детьми и воодушевлять их нужна определённая  психологическая подготовка и соответствующее поведение . Но тренер не должен быть просто весёлой нянькой или аниматором, наряду с педагогическим подходом, он должен  заложить все базовые навыки и осуществлять теннисное воспитание.

- В случаях с неадекватным поведением кого-то из группы, смотрите на реакцию тренера, как он это отрегулирует и "сработает" ли это на остальное время. Например, кто-то оттолкнул кого-то и стал бить первым на упражнении, или кто-то размахивает ракеткой стоя в очереди, что небезопасно, итп. Возможны нервные срывы и другие проявления.. Смотрите на решения тренера по этому поводу и есть ли они вообще.

- Посмотрите на организацию процесса, всё должно быть выстроено безопасно, дети не должны бегать сквозь лежащие мячи, бить их бесконтрольно по сторонам итп..Дети должны быть проинструктированы по этому поводу, и это тоже работа тренера.

- Обратите внимание на дисциплину тренера, его манеры и поведение, дети будут смотреть на него и учиться. Если он регулярно срывается на детей, опаздывает на тренировку, это очень плохие сигналы.

2. Этот пункт менее важен чем первый , но тем не менее ,обязательно  поговорите  с родителями детей , которые занимаются у этого тренера. Послушайте их отзывы. Почему менее важный ? Да потому , что родители могут быть не специалисты с точки зрения того, как и что делает тренер , это вы сами можете увидеть на его тренировке и сделать выводы. Родители могут дать информацию ,но смотрите на неё внимательно , без личностных привязок. Задавайте конкретные вопросы , а не в общем , так вы мало, что поймёте.

3. Можете поговорить с руководством  ,если это клуб, как они охарактеризуют этого специалиста  и попробуйте сверить, а сойдется ли это с вашими наблюдениями. Например , вам скажут ,что это очень ответственный человек, в прошлом игрок, с огромным опытом  итп, а на тренировке вы увидели  опоздание , болтовню  по телефону на корте и равнодушие к ошибкам и отсутствие "зажигалки"… И помните вам нужен для ребёнка тренер -учитель ,а не тренер спарринг партнер , иначе это не детский тренер в истинном значении этого слова. Спарринг  партнер просто  набрасывает мячи , ну в детском варианте играя роль аниматора. Тренер -учитель, который должен  всё объяснить , разложит по полочкам , спросит понятно ли , проследит за выполнением. Ну и конечно немного аниматора  и "зажигателя"  детских сердец….  

4.  В заключении советую поговорить с тренером . Подготовьте заранее свои продуманные вопросы ,т.к тренера обычно куда-то торопятся  и много времени у вас не будет. Спросите какая его тренерская философия развития детей, ведёт ли он их дальше по возрасту или передаёт другому специалисту, сколько тренировок считает оптимальным для вашего возраста итп. Если ваш ребёнок переходит к этому тренеру от другого специалиста, то обсудите вопрос с хваткой. Если его взгляд на хватку совпал, отлично. А если нет? Будет ли он тренировать его с прежней или скажет, что забываем про старое и учим новое. Если второй вариант, а при этом у вашего ребенка хорошая "полузападная"или "восточная" хватка, с которой он привык играть, но тренер говорит, что это не годится, и надо менять на другую, то есть о чём задуматься. Обе хватки хороши для детей , вопрос не в этом, а в том, почему он не может "вести" ребёнка с другой хваткой. Возможно услышите много непонятных для вас пояснений, но это говорит только о том,  что у тренера нет полного понимания всех ньюансов в механике движений на другой хватке, а значит компетенция тренера не столь высока.  Если от вас отмахиваются в общении, даже на этом этапе, значит таков тренерский стиль, с вами особо ничего обсуждать далее не захотят и не будут. Выводы делайте сами!  По результатам  общения,  вы также сможете сделать дополнительный вывод , но помните желательно посетить , если есть возможность , его тренировку  с другими детьми, до вашего общения. 

 

Все инфоблоки