Немного про Технику и 10S
В данном разделе мы поговорим о теннисной технике, её основных базовых факторах, эффективности, проблематике её корректировок или смены. Также коснёмся одного из самых сложных, но самых эффективных ударов, биомеханический принцип которого используют Надаль, Федерер, Фонини, Димитров, Дж. Сок, Киргиос, Нишикори, наши Андрей Рублёв и Карен Хачанов, а также многие другие игроки топ уровня. Но для начала, хотел бы ознакомить с философией программы 10S, поскольку это важная составляющая часть как детского теннисного развития в общем, так и теннисной техники , в частности.
О программе детского теннисного развития 10S.
Я не собираюсь, перечислять характеристики уровней внутри программы, говорить о конкретных параметрах и размерах кортов, высоте теннисной сетки итп. Всё это вы легко можете найти на просторах интернета. Цель, донести смысл, почему же международное теннисное сообщество, в лице огромного числа специалистов, разработала эту программу, какие предпосылки, цели и задачи.
Программа 10 S создана под эгидой международных теннисных федераций и прежде всего ITF, и призвана помочь детям лучше адаптироваться и развиться в теннисе, а также получать от тенниса больше удовольствия. Дети развивающиеся в рамках этой программы, играют в теннис на кортах меньшего размера, мячами с меньшим давлением и пониженным уровнем сетки. Три уровня, красный, оранжевый и зеленый, охватывают разные мячи, площадки, при разной высоте сетки. Дети по мере взросления переходят от красного, до зеленого уровня. Красными теннисными мячами играют самые малыши, чуть старше используют оранжевые и уже примерно в 9 лет, переходят на зеленые. Так зачем же её разработали международные теннисные федерации и рекомендовали всем как наиболее оптимальную программу для детского развития ?
Программу готовили специалисты разного профиля, детские тренера и тренерский состав высшего спортивного мастерства, медики, психологи и представители всех смежных дисциплин, имеющих отношение к проблематике теннисного развития. В самой программе, при внимательном её анализе, вы найдёте ответы на эти вопросы, но я хотел бы коснуться главных.
Основное преимущество состоит в том, что программа обеспечивает возможность играть в теннис детям в более соответствующем их физиологическому уровню (рост, скорость , реакция итп) пространстве, и на этой основе позволять детям наслаждаться теннисом и ставить им технику.
Казалось бы какая разница на каком корте и какими мячами ставить технику , но разница есть и она огромна. Медленные (красные ,оранжевые и зеленые мячи) отскакивают ниже и медленнее, что позволяет приблизить такие параметры как высота и скорость мяча к росту ребенка и его физиологическим способностям. Детям гораздо проще освоить ударную технику при облегченных условиях, получая при этом большее наслаждение от тенниса, поскольку мяч дольше держится в игре и тем самым создается более комфортная среда. Взрослый теннисист чаще всего исполняет удары на уровне пояса, из чего исходит его базовая техника, а детям пытающимся играть сразу стандартными мячами, в основном приходится наносить удары в зоне плеча.
При игре мячами с пониженным давлением исчезает тотальная «набитость» игры на уровне плеч, и лучше формируется правильная техника базового удара на уровне пояса, что потом даст отличную базу развития теннисной техники.
Ребёнок не способен также быстро как взрослый двигаться по стандартному корту , а его даже технически правильно выполненный удар, может запросто попадать в стандартную по высоте сетку. Получается, что тот кто догоняет любой мяч, т.е временно физически более развит, и может как-то его вернуть перебросить через высокую по отношению к росту сетку, и получает преимущества в обычных условиях. И не важно какая там техника, добежал ударил, попал, еще раз и ещё, и выиграл. Да, и очень быстро у ребёнка, да и родителей приходит четкое понимание того, что же главное в этом процессе. Верно, больше бегаем и набиваемся на возврат мяча в стандартную площадку. И тогда что ?
Да , начинаем выигрывать, получаем рейтинг и шаг за шагом втягиваемся в эту безумную и беспощадную гонку за победы любой ценой. Где здесь мотивация для формирования правильной базовой техники и психологически и физически спокойного гармоничного развития ? Именно этими вопросами озадачились лучшие мировые теннисные специалисты, когда думали как организовать теннисное развитие так, чтобы оно было комфортно и эффективно для ребенка во всех смыслах.
В рамках программы 10S, при правильном использовании, всё происходит по другому. Ударил хорошим крученым форхендом , при правильном движении руки, попал в площадку. Подал правильно, а не просто попал в квадрдат, отлично, верный навык развивается. Сама система турниров в рамках этой программы не напрягает ребенка психологически. Помимо этого, детские мячи более безопасны , ведь в процессе обучения всегда будет невероятное количество неверных ударов, и не попадание центром или неверная техника может негативно повлиять на суставы. Естественно применяются укороченные ракетки, но это уже обычная практика и для стандартного обучения.
Технику ребёнку ставить на таком, как бы упрощённом уровне, лучше ,именно потому ,что упрощены исходные условия ,т.е мяч медленнее, скорость меньше , высота удобнее для правильного движения. Ведь не даром один из базовых методов преподавания в теннисе таков, что при трудностях в усвоении, подключается аналитический метод, при котором часть исходящих сложностей преднамеренно убирается. Здесь же эти исходящие сложности сразу убираются за счёт подходящего пространства и инвентаря и остаётся больше возможности для работы именно над корректной техникой и перемещениями.
Не смотря на рекомендации международной теннисной федерации, у нас эта программа не особо прижилась. Многие на словах придерживаются данной концепции, но активного повсеместного внедрения на практике нет. Почему, так сложилось? Да , потому что цели многих клубов и тренеров состоят в том, чтобы научить быстро выигрывать в возрасте 10 -12 лет, и поэтому даже в 5 лет, они сразу ставят детей на стандартный корт и добиваются простой набитости, не уделяя много времени на развитие правильной техники в облегчённых и комфортных условиях. А некоторые, особо "мудрые" ещё и дают ребенку сразу ракетку большего размера,..ну чтобы бил посильнее, способствуя ранним проблемам с кистью или плечом.
Да, некоторые специалисты, игнорируя эту программу, как бы подразумевают, что мол эта система 10S, как бы не для серьёзного тенниса, чем они якобы занимаются. И то, что над ней, перед внедрением, размышляли лучшие мировые теннисные специалисты, их уж точно не интересует. Главное, для такого подхода, чтобы были ученики, которые в 10-13 лет начнут всех побеждать, а это уже как бы тренерская заслуга со всеми вытекающими бонусами. Подход стандартный, распространённый, не осознаваемый родителями, а иногда и тренерами, и к сожалению, часто тупиковый для развития самих детей.
Такое игнорирование лучшего мирового опыта и исследований по развитию детей в теннисе ,обычное явление и не только у нас. В филиале американской академии IMG в Бока Рэтоне (Флорида), я сам видел в 2013 г, что малышей обучают стандартными мячами. Хотя в теннисной академии Рика Мэсси, уже тогда проходило обучение на базе этой программы 10S.
К сожалению, в такой парадигме "гонки за быстрыми результатами" находятся и развиваются очень многие дети, и как раз они и будут в первых рядах завязавших с теннисом по травмам, психологической усталости и просто технической теннисной ограниченности. Почитайте в разделе Интервью, беседу на эту тему с бывшим успешным юниором, Александром Козловым, прошедшим весь этот путь. Он был в топе юниорского тенниса ещё не так давно, побеждал даже на командном чемпионате Европы, и всё равно по понятным причинам зачехлил ракетку. А уже будучи тренером и умным человеком, оценил всё то, что видел и прошёл.
Резюмируя данные выводы, хочется отметить , что все перечисленные плюсы этой программы, 10S , гораздо весомее для будущего юного теннисиста, чем возможные временные победы в 10-12лет, или усиленная к ним подготовка начиная с самых первых шагов. А основная концепция в данной программе 10S, говорит нам о том, что надо формировать базис теннисиста и его мотивацию, а не гнать его по рейтингам и быстрым победам любой ценой.
Ровно об этом,на Главной странице, было приведено уже множество цитат выдающихся специалистов. Точно о том же и наша концепция smart-tennis, призывающая к фундаментальному теннисному развитию не только до 10 лет, но и далее, поскольку к этому возрасту ни техника, ни психологическая и физическая подготовка не сформированы, чего будет далее требовать, в первую очередь, профессиональный теннис.
Ну, а теперь, для гурманов и желающих поразмышлять о технике, биомеханике, физике и динамики процесса, перейдём к вопросу о теннисной технике.
Теннисная техника.
Любая техника, как определение, применимое к спортивным движениям, это фактически ни что иное, как структура оптимального движения в каждом конкретном случае. Оптимального, значит наиболее эффективного(быстрого, сильного, точного итп). Это и позволяет в итоге, при затрате одинаковых усилий, одному спортсмену сделать чуть лучше удар или другое действие. Спортивной технике уделяют огромное внимание в любом виде спорта, уровень её освоения, иногда называют основой мастерства спортсмена. Техника в теннисе также подразумевает оптимальный и эффективный способ произвести те или иные движения , для достижения наилучших ударов и передвижений. Теннисная техника ударного движения, объединяет в себе подготовке к удару, удар и выход из него.
Каждый удар можно рассматривать с этих позиций, рассуждая об эффективности того, какие подготовительные и непосредственно ударные движения были сделаны теннисистом. Поскольку удары в теннисе весьма разнообразны, и делаются теннисистом на основании позиции на корте, скорости и высоте летящего мяча, готовности и тактической задумке и множеству других компонентов, само техническое исполнение может быть весьма разнообразным. Тем не менее каждый теннисист ориентируется на свой базовый или эталонный вариант исполнения каждого удара, при оптимальной ситуации, в которой для игрока нет осложняющих факторов. Это тот базовый вариант или эталон ударного движения, который заложил ему тренер, у которого в свою очередь, он может отличаться от модификации эталонного движения другого тренера.
Например, один тренер учит теннисиста бить форхенд с задней линии , исходя из базового варианта с использованием восточной хватки, боковой стойки, вторая рука смотрит вперёд на летящий мяч, замах большой "ракетка из за спины". Другой обучает ударам в такой же ситуации исходя из полуоткрытой стойки, "полузападной" , а может и "восточной"хватки, вторая рука смотрит вбок, замах компактный . Третий тренер может брать за эталон, вариант удара по второму типу, но с хлыстообразным типом окончания удара, как это делают Надаль (полузападная хватка), Федерер (восточная), Джокович (полузападная), или Нишикори (западная), в ATP это основной тип удара на сегодня. И всё это можно назвать техникой, но весьма отличающейся по многим параметрам.
Лично я, сторонник третьего типа удара , и не потому, что так делают великие теннисисты, просто в его биомеханике заложено оптимальное сочетание силы(скорости) и вращения (контроля), а это и есть самые важные показатели в теннисном ударе. Они дают преимущества в мощности ударов, что все мы видим в игре лучших ATP теннисистов. Этот тип удара особенно распространён в Испании и США, где я и смог обсудить его детали и увидеть своими глазами определённую вариативность в применении.
Конечно нет единого "правильного" типа или варианта удара, многие профессионалы имеют свою индивидуальную его комбинацию из основных составляющих. Если посмотреть в прошлое и на то, с какой техникой играли тогда и сейчас мужчины, то мы заметим ,что есть существенные отличия , видимые даже не профессиональным глазом. Да , изменилось многое и прежде всего ракетки , но и лучшие мировые наработки в области самой структуры движения удара ,не стоят на месте.
Технику того или иного удара, и в частности форхенда, помимо того вида или стиля, который мы видим, можно рассмотреть с точки зрения воздействия определённых базовых факторов ракетки на мяч. Именно их характеристики и определяют силу и вращение мяча. Не важно какой стиль имеет форхенд, важно насколько он может быть сильным и контрольным, что и обеспечивает вращение . Кстати, сила удара, и контроль, находятся в некой обратной зависимости.
Например, самым сильным можно назвать плоский удар по мячу, где вся сила уходит в поступательное движение. Увеличиваем вращательное, и сила удара падает. Конечно, абсолютно плоский форхенд, не так часто применяют, поскольку он порождает очень много ошибок. Поэтому большинство ударов делается с той или иной степенью вращения и от неё зависит контроль. Именно в комбинации силы и вращения и строится удар. Это актуально для любых типов , видов или стилей ударов, будь то удар новичка или профессионала.
Если взять "усреднённый" удар с задней линии, лучших мировых теннисистов, то мы увидим, что например, Надаль, делает форхенд с огромным вращением, Джокович и Федерер с меньшим, но всё каждый раз зависит от того какой "пришёл мяч", и что они хотят с ним сделать. Конечно имеет значение точка удара, хватка, стойка итп, но для дальнейшего разбора базовых факторов , имеющих конкретные физические параметры, это лишь создаёт исходные параметры. Не имеет какого-то специального значения, с точки зрения "как" полетит мяч, прямая рука на форхенде, а это диктует прежде всего восточная хватка, или немного согнута при полузападной и западной хватке. Не будем брать в расчёт в какой стойке выполняется удар, хотя полуоткрытые и открытые стойки имеют в быстрой игре свои преимущества, но на динамику полёта мяча они влияют опосредованно, через те же общие базовые факторы. Также и замахи могут несколько отличатся формой и при этом влиять на динамику разгона и сам ритм, что безусловно важно, но и это лишь формирует предпосылки для этих базовых параметров удара.
Рассматриваемые далее базовые факторы, обеспечиваемые, той или иной биомеханикой удара и определяют, ту "информацию на мяче", которая и будет влиять на его полёт. От них зависит динамическое "поведение" мяча, после удара по нему ракеткой, именно они определяют его баллистику .
Итак, давайте перейдём к этим базовым факторам, играющим ключевую роль в ударе.
С точки зрения полёта мяча, при воздействия на него ракетки , которая и передаёт ему информацию "куда лететь и как" , прежде всего важны пять базовых факторов:
1) Скорость с которой ракетка вылетает на мяч.
2) Направление движения ракетки с которым она вылетает на мяч.
3) Угол "атаки" плоскости ракетки, с которым производится удар по мячу.
4) Динамические характеристики прилетевшего мяча.
5) Высота точки удара, на которой он производится .
Определённая комбинация этих базовых факторов при ударе и даёт мячу информацию о его дальнейшем полёте. Фактор струн теннисной ракетки, и сама ракетка, также безусловно важнейшие показатели, но они уже заранее заданны, и не могут рассматриваться как меняющиеся в процессе удара. Да , игрок может не попасть по мячу точно "ударным пятном" ракетки и тогда этот показатель несколько поменяется и также создаст правку в динамику полёта мяча, но это отклонение не имеет особого значения в данном случае, поскольку оно является частностью и ничего не меняет в принципе "построения" динамики мяча на ударе.
Итак, первый базовый фактор формирует скорость полёта мяча после удара, т.е создаёт силу удара. Скорость разгона ракетки во многом определяет силу удара, хотя и четвертый фактор играет здесь свою роль. Если рассматривать этот четвертый фактор скорости прилетевшего мяча как одинаковый, тои именно скорость разгона ракетки, а не мышцы теннисиста и сила с которой он сжимает её ручку или мощно толкает вперёд, определяет силу удара. Чем выше скорость разгона ракетки, тем сильнее удар, и это подтверждает один из законов Ньютона, показывающий связь силы, массы и ускорения. Если на ударе разогнать более легкую ракетку гораздо сильнее, чем тяжёлую, то она произведёт и более сильный удар.
Второй фактор, подразумевает, то направление, с которым ракетка "подошла" к мячу в момент удара. Это может быть направление снизу-вверх , сбоку, или сверху-вниз , включая все возможные углы в этих направлениях. Вспомните наставления тренера о "головке под мяч", при ошибочных ударах в сетку, это как раз отсюда.
Третий фактор, это степень закрытости - открытости ракетки или её некая степень развернутости в боковых и всевозможных плоскостях. Положение плоскости ракетки в ударный момент по отношению к мячу и создаёт этот угол атаки. Мяч соприкасается с ракеткой в момент удара на сотые доли секунды и именно этот угол атаки определяет многое. Мы часто слышим тренерские указания, чтобы игрок делал сопровождение(проводку) удара, и это правильно, но оно лишь помогает сформировать правильный угол атаки и направление выноса ракетки в мяч. Другими словами, мяч "не интересует" как будет двигаться ракетка после соприкосновения с ним, ему важны характеристики на ракетке в ударный момент, т.е первый, второй и третий факторы.
Второй и третий, говорят о том, что направление под которым теннисная ракетка подлетает к мячу и с определённым углом "атаки" пробивает, определяет как степень вращения, так и формирует некую степень силы, поскольку чем более плоский удар, тем он сильнее. К этому всегда прикладывается первый фактор скорости выноса ракетки и четвертый и пятый факторы, которые определяют показатели самого мяча.
Четвертый, динамический фактор , характеризует показатели скорости, направления и вращения, с которыми прилетает мяч. Скорость прилетающего мяча, влияет на обратную скорость удара, образуя определённую комбинацию со скоростью ракетки на ударе. Направление с которым прилетает мяч и его вращение при этом, в разной степени влияют на направление вылета мяча с ракетки , также образуя определённую комбинацию с углом атаки и направлением движения ракетки. Например, если подставить строго вертикально плоскость ракетки, отбивая плоский удар с полулёта (восходящий мяч без особого вращения), то он полетит от неё в восходящем направлении. Если тоже самое сделать чуть позже, когда мяч войдёт в фазу нисходящего движения, то с ракетки он полетит по нисходящему направлению. Но если в "приходящем мяче" было заложено сильное вращение, характеристики полёта будут корректироваться.
Пятый фактор высоты точки удара, во многом определяет выбор ударного действия теннисиста, и технического исполнения, что в большей степени обуславливает вариативность, но он также находится в тех же взаимосвязях с предыдущими факторами.
Комбинаций ударов, состоящих из пяти данных базовых факторов может быть очень много. То как теннисист подошёл к мячу, стойка, хватка ,статический или динамический баланс у него на ударе и другие составляющие биомеханики, в конечном итоге и формируют это, осуществляя удар. Действительно, мяч не видит этих красивых или корявых движений игрока, полёт мяча определят оружие теннисиста - его ракетка. Но как она сделает то или иное движение, как раз и определяет техника теннисиста, являющаяся тем важнейшим звеном, которое позволяет сделать наиболее оптимальным способом, все эти движения, складывающиеся в данные факторы. Хорошая техника, фактически, позволяет "обрабатывать" многообразие различных вариантов , создавая прочный технический теннисный фундамент.
Это многообразие возможных ударов, наверно можно сравнить с вариантами составления числа, которое можно получить, используя пять разных цифр. В своей автобиографической книге, Рафаэль Надаль, пишет, на эту тему, что вообще каждый удар уникален и неповторим, т.к различных исходных показателей и их сочетаний очень много. Тем не менее, его форхенд имеет весьма четкий и структурированный вид, часто позволяющий нивелировать многие осложняющие показатели.
Здесь мы заканчиваем разбор основных факторов, которые также помогут в дальнейшем анализе, и коснёмся, как раз, этого типа удара, который использует, тот же Рафаэль, да и многие другие топ теннисисты. Надаль один их лучших в исполнении форхенда, называемого специалистами ATP Forehand, и именно из отличного контроля в нём. Да, этим ударом пробивают порой и сильнее чем Рафа, тот же Федерер, Джек Сок или Киргиос, и другие, часто выдавая фантастические выстрелы, но как мы помним из принципа взаимодействия, контроль и сила находятся в неком противоречии. Добавляем силу , только за счёт открытия угла "атаки", и смены направления движения ракетки, уходит вращение и контроль. Просто добавляем скорость разгона ракетки и можем также потерять контроль, в следствии потери корректного угла атаки. Роджер Федерер, один из тех, кто гениально, создаёт оптимальные комбинации из всех этих основных и дополнительных факторов. Там где не нужно лишнее вращение, он его не создаёт, там где оно необходимо, пожалуйста. В динамическом балансе тела на ударе - наслаждаемся красотой, в статике, вообще без проблем. Всё выглядит как бы легко и непринуждённо, но за чем стоит огромная работа.
Давайте взглянем на ATP Forehand, т.е форхенд в стиле и структуре биомеханики лучших теннисистов мира. Поскольку детальный разбор по каждому ньюансу в биомеханике этого удара, будет сделать сложно только описательной частью, да и такой задачи нет, остановимся на главном. Это акцент на специфике удара, присутствие в нём, так называемого хлыстообразного движения, его большей силе и сложности в освоении. Остальное, это всё детали интересные сугубо профессиональным тренерам или игрокам пытающимся его надежно использовать или стабилизировать, поскольку его основной недостаток как раз и есть в этом.
Рассмотрим влияние на силу удара этого хлыстообразного движении на форхенде, на примере аналога удара -подачи. Каждый тренер и даже начинающий игрок знает, что подача , после соединения всей биомеханической цепочки, производится за счёт так называемой "ударной петли" , которая осуществляется в звене кистевого движения. Именно это движение при разных его вариантах (плоская подача , резаная , крученая)и создаёт необходимое ускорение и кручение мяча. Без него мы не можем добиться нужной силы удара. Это происходит потому ,что скорость разгона ракетки в звене" кисть", соединенная со всеми другими звеньями и определяет эту самую силу удара. Скажу больше, когда я увидел диаграмму "вклада скоростей" разных звеньев всей биомеханической цепочки на подаче теннисиста, сделанную одним из институтов США, я понял насколько большой это вклад. Чем отличается, с точки зрения развития скорости ракетки, подача от форхенда ? Здесь действует тот же закон, это тоже удар и тоже ракеткой. По вкладу в силу удара разных звеньев, почти ничем. Если на подаче или на форхенде, в звене "кисть" присутствует "вылет на мяч", то скорость во всей биомеханической цепочке добавляется. Сделайте сами подачу без ударной петли и с ней, или с меньшей её скоростью, тогда поймёте, что разница может быть ощутимой.
Также можно посмотреть на динамический аспект этого разгона. Сам разгон ракетки при этом современном ударе, как я говорил выше, производится за счёт компактного замаха. Если вы найдёте видео с разбором деталей в этом ударе, где задаются равные временные промежутки с привязкой к динамике разгона и диаграммой скоростей различных звеньев, то увидите какова динамическая структура этого движения и какова роль последней фазы. Я не обсуждаю здесь и сейчас детали построения данного движения, это отдельная тема, могу лишь добавить, что подобный удар не носит никаких травматических предпосылок для кисти, как думают некоторые. Как раз всё наоборот, этот тип удара гораздо менее травмирующий кисть . Сейчас мы просто разбираем факт того, что подобное движение увеличивает скорость, поэтому пользуясь первым из рассмотренных базовых факторов, имеем следующее. Разгон ракетки в мяч происходит быстрее, поскольку она разгоняется по малому диаметру гораздо быстрее, как бы вокруг кисти и эта скорость также соединяется со скоростью движения руки. Создаётся специфический эффект разгона, по примеру того, когда спортсмен на водных лыжах разгоняется на выходе из поворота. Когда я стажировался в академии Рика Мэсси, во Флориде, он показывал мне данные из их анализа замера скоростей при разных ударах, как они это называли "форхенда старого стиля", и этого современного удара. Они использовали специальные датчики на ракетке и замеряли отдельно скорости самого мяча. Разгон ракетки , формирующий силу удара, по старому типу удара только за счёт звена плечо (естественно плюс корпус, бёдра итп), был гораздо ниже по скорости, чем при этом ударе.
Хорошо, пусть так, скажет внимательный читатель, но ведь скорость и тем более такая высокая, да ещё и с тяжело контролируемыми углами "атаки" мяча, входит в противоречие с общим контролем удара. Абсолютно справедливо, гораздо тяжелее попасть туда, куда требуется таким типом удара, при разгоне ракетки до огромной скорости. Чуть не вывел, угол "атаки" по боковой плоскости и мяч справа в ауте (для правшей). Чуть закрыл угол "атаки", не контролируя его на этой скорости, тоже проблема, но теперь сетка. Исследуя вопрос , находил данные, что критичность доходит до того, что соотношение в разнице нескольких градусов на "открытом-закрытом " углах атаки, составляет до метра в длину полёта мяча, но и здесь всё зависит от фактора скорости. По ощущениям контроля в руке эти несколько градусов порой сложно уловимы, тем более когда на скорости, да ещё и при общем движении руки и всего тела. С точным попаданием ударным пятном ракетки, также могут быть проблемы , но это всё рабочие моменты, которые чем на более ранней стадии решаются, тем удар потом становится стабильнее. Контроль этого движения и есть ключ к его хорошему освоению.
Этот более тяжёлый контроль и есть основная сложность, заложенная в этот мощный теннисный удар, но лучшие теннисисты мира показывают нам куда идёт прогресс ,и как будут играть в ближайшие годы на высоком уровне. Из АТР игроков, очень многие применяют его в том или ином варианте с разными замахами, хватками, стойками. Среди женщин его отлично исполняла в своё время Жюстин Энен. Такого типа форхенд у Сары Эррани, Саманты Стосур, Дарьи Касаткиной и некоторых других теннисисток.
К сожалению у нас существует множество заблуждений, подчеркивающие непонимание этого удара, и вот некоторые :
- Этим ударом бьют только профи и невозможно этому научить ребенка.
Можно, но необходимо знать технологию его постановки и стабилизации. Хотя он конечно сложнее в освоении , и на начальных этапах менее стабилен.
- Этот удар используют в основном мужчины , а для женщин есть свой тип удара.
Абсолютно неверно , и такая звезда тенниса как Жюстин Энен Арден , ещё тогда ,была лучшим тому подтверждением , её мощные и контрольные удары были безупречны. Никто не устанавливает как бить женщинам , а как мужчинам. А посмотрите на технику форхенда нашей Дарьи Касаткиной , она прекрасно исполняет этот тип удара. Даже Серена Вильямс сделала ей комплимент по этому поводу.
- Это очень травматичный тип удара , поскольку, якобы, сильно нагружает кисть , в связи с этим детям и женщинам он не рекомендован.
Если его исполнять неправильно, то такое возможно, но на любой неправильно исполняемой технике, можно заработать травму. Всё как раз наоборот ,с точки зрения нагрузки на кисть, просто "специалисты" утверждающие это ,совсем не понимают "природу"данного удара , его биомеханику.
- Такой биомеханики удара нет и это только разговоры, а если и есть у кого-то, то эти теннисисты бьют абсолютно бесконтрольно , поскольку как вообще можно осуществлять контроль на таком движении.
Если этого говорят специалисты, то хочется спросить у этих "специалистов" , а они на переподготовку не думали куда-то поехать, или опыт зарубежных коллег хотя бы в интернете изучить. Также перестать думать о том , что их собственная игра, которой их учили двадцать-тридцать лет назад и есть лучшая техника форхенда. Мир сегодня открыт , главное желание узнать что-то новое. Хороший тренер должен заниматься анализом движений, чтобы понять как это происходит. Кстати, некоторые теннисисты, так или иначе задействуют в малой степени этот принцип сами, но не осознанно, поэтому не акцентируются на этом, а порой даже и не "видят".
- Все форхенды однотипные , просто каждый их исполняет чуть по другому.
Наберите в интернете WTA forehand , ATP forehand и вам на простом английском языке западные специалисты пояснят разницу хотя бы в общем виде, чтобы ясность появилась. Посмотрите видео с форхендами Джоковича , Федерера, Надаля , Киргиоса, Фонини, ну или нашего Андрея Рублева , вот что такое современный форхенд. Детали замаха, хватка итп могут быть разные , но принцип биомеханики один и тот же.
- В этом ударе надо использовать экстремальную закрытую хватку , поэтому мы его не рекомендуем детям.
Тип хватки не имеет никакого отношения к типу этого удара ! Федерер его исполняет с восточной хваткой , Джокович и Надаль с полузападной , Нишикори-западной. На мой взгляд оптимальна полузападная. Но суть, совсем не в этом.
- В этом ударе надо использовать исключительно полуоткрытую и открытую стойки , поэтому мы его не рекомендуем детям.
Посмотрите внимательно , на игру того же Джоковича, и станет ясно, что это не так. Да, удар позволяет применять эти стойки ,что является как раз сильным преимуществом , но тот же Новак ,иногда, пробивает им из почти боковой. А вообще-то, сейчас полуоткрытая стойка - это основа на форхенде, и учить детей бить только из боковой это верх непрофессионализма. Найдите видео, где наш прославленный тренер В.Янчук, учит этому тренерский состав, со старыми взглядами, а уж он то многое видел за несколько десятилетий.
-----------------------
Справедливости ради, надо отметить ,что удар действительно непростой и как показывает практика, требует долгой отработки, но если ваша цель это получение багажа теннисиста высокого уровня , а не победы любой ценой в юные годы ,то возможно стоит задуматься.
И немного о смене техники.
Вам говорят, что "неважно какая техника, главное это результат сегодня". В большинстве случаев это тупик, т.к временные выигрыши, не будут иметь потом такого же значения, как тот технический арсенал, которым владеет теннисист. Спросите у тренеров или почитайте о чужом опыте, сколько времени нужно, чтобы перейти на другой тип удара с уверенным закреплением . Этот срок иногда может быть от года и выше. Да, бывали случаи у гениев тенниса , как например у Пита Сампраса , который поверив своему тренеру решил перейти в зрелом возрасте на другой бэкхенд и в течении не столь долгого времени, справился с этим ,находясь в этот период, под сильным психологическим прессингом из-за волны поражений. А как возмущались родители Доминика Тима, хотя сами теннисные специалисты, когда его тренер менял их сыну бекхэнд на одноручный, и были большие провалы по результатам в процессе становления нового навыка. Становление, корректировка и тем более смена техники, это всегда непростой процесс, в том числе и психологического характера. Нужна эффективная методика смены движения, без которой старые навыки будут "липнуть" при любом не подконтрольном движении, требуется верная настройка стадий прогресса, психологическая работа, в том числе и с родителями, и конечно время. Но если вы сейчас гонитесь за сиюминутным результатом , то уж точно не сможете пойти на ,то чтобы "провалиться в результатах" на длительный срок на попытке смены удара или его корректировке , чтобы выиграть потом на их качестве.
Базу всех основных технических навыков и ударов желательно освоить уже в юном возрасте до 14 лет, чтобы потом довести их до совершенства. Переучиваться потом на новый тип ударной техники будет сложно из-за уже сложившихся годами устойчиво закреплённых навыков и просто из-за плотного соревновательного графика. Само становление нового удара может занимать очень много времени . И это бывает замкнутым кругом, если всё делать без ущерба результату, поскольку любое переучивание означает сначала освоение, а потом длительное и надежное закрепление.
Да, теннисист учиться многому в процессе развития, но частые и порой кардинальные смены в техническом арсенале, могут затруднить его эффективное развитие, осваивайте лучшую технику смолоду, чтобы это не стало тормозом в дальнейшем.