Советы Родителям
В этом разделе мы поговорим о степени соучастия родителей в теннисном развитии ребёнка и их соответствии, наиболее оптимальному пути. Рассмотрим поучительные примеры и попробуем задуматься на всем этим.
Прежде чем перейти к описанию проблематики, предлагаю протестировать себя, на то, являетесь ли вы "проблемным теннисным родителем" или нет. Это поможет с другого ракурса взглянуть на это, и отнестись более честно к себе и данной проблематики.
Вот какую анкету для теннисных родителей, предлагает известный американский спортивный психолог Дж.Лоер
Родителям: Прочтите следующие утверждения и классифицируйте свои ответы в соответствии со следующей градацией: 5 - Всегда ; 4- Почти всегда; 3- Иногда; 2-Почти никогда ; 1-Никогда
Данная анкета актуальна только для родителей не являющихся тренерами для своих детей . Если Вы действительно полноценно тренируете своего ребенка (а не , как бы "помогаете" тренеру), ваша задача и роль гораздо сложнее.
Возьмите лист бумаги и указывая номер вопроса, записывайте напротив него оценку. Затем сложите все оценки, сравнивая их с интерпретацией, представленной ниже.
По возможности оба родителя должны заполнить анкету . Для правильной оценки самого себя, как теннисного родителя, постарайтесь предельно честно ответить самому себе на следующие вопросы.
Как родители вы:
1. Говорите: «Мы играем сегодня», как если бы вы тоже собирались быть на корте? Оценка_________
2. Смотрите ли вы с отвращением и злостью на то, как ваш ребенок допускает глупую ошибку? Оценка_________
3. Обращаетесь ли вы с ребенком по-другому, когда он проигрывает, в отличие от того, когда он выигрывает? Оценка_________
4. Отказываетесь ли вы от проявления таких чувств, как любовь, привязанность и теплота, с той целью, чтобы ваш ребенок старался усерднее и выступал лучше? Оценка_________
5. Считаете ли вы, что ребенок обязан вам за время, деньги и жертвы, затраченные для его/ее занятий теннисом? Оценка_________
6. Выглядите нервозным на трибуне? Оценка_________
7. Расстраиваетесь ли вы из-за того, что ваш ребенок проигрывает? Оценка_________
8. Уходите ли вы с матча из-за того, что ваш ребенок плохо играет? Оценка_________
9. Видите, как ваш ребенок мошенничает, и ничего не делаете и не говорите по этому поводу? Оценка_________
10. Влезаете в тренировочный процесс со своими замечаниями или комментариями по ходу тренировки? Оценка_________
11. Позволяете своему ребенку неприличные или оскорбительные выражения на корте или бросать ракетку? Оценка_________
12. Позволяете ли вы своему ребенку относиться к сопернику с неуважением (не пожимать руку в конце матча или угрожать и выдвигать обвинения во время игры)? Оценка_________
13. Позволяете своему супругу/супруге быть проблемным родителем? Оценка_________
14. Позволяете ли вы своему ребенку вести себя плохо по отношению к вам или остальным, когда он проигрывает? Оценка_________
15. Связываете ли вы особые привилегии (возможно, покупка чего-либо, поход в кино, итп) с победой в теннисном матче? Оценка_________
16. Придаете большую важность занятиям теннисом, чем школьному обучению? Оценка_________
17. Часто спорите с ребенком о теннисе? Оценка_________
18. В общении с ребенком слишком много времени уделяете разговорам о теннисе? Оценка_________
19. Рассматриваете ли вы деньги, которые тратите, в качестве финансовых вложений с ожидаемым доходом? Оценка_________
20. Полагаете, что если бы сегодня был последний день, когда ваш ребенок играет в теннис, то соревновательный опыт, который он приобрел за карьеру, имеет отрицательный эффект на его/ее будущее развитие? Оценка_________
21. Считаете, что вы воплощаете некоторые из своих неосуществленных потребностей или желаний посредством игры вашего ребенка в теннис? Оценка_________
22. Становитесь более расстроенным, когда ваш ребенок проигрывает или плохо играет? Оценка_________
23. Считаете игру вашего ребенка в теннис более важным для вас, чем для вашего ребенка? Оценка_________
24. Рассчитываете на то, что ваш ребенок станет успешным профессиональным игроком? Оценка_________
25. Подозреваете других родителей или судейскую коллегию турнира в том, что они считают вас проблемным родителем? Оценка_________
26. Настаиваете на сопровождении своего ребенка на тренировки и матчи? Оценка_________
Суммируйте оценки по всем 26 пунктам. Общий итог _________
Рейтинг Оценки 26 - 52 – Хорошие показатели ; 53 - 78 – Небольшие проблемы; 79 и выше – Вы проблемный родитель !
Если вы не являетесь проблемным теннисным родителем, и отвечали действительно честно, очень хорошо, поскольку вы не создаете не нужных сложностей в теннисном развитии своего ребенка.
Если же вы обнаружили себя, как проблемного теннисного родителя, и задумались над этим, уже неплохо, т.к это возможно ваш первый к исправлению ситуации. Прочтите дальнейший материал и постарайтесь проанализировать все происходящее.
Итак, с одной стороны от родителя, требуется понимание того как ребёнок развивается, какие у него в теннисе проблемы и чем ему можно помочь. С другой стороны, слишком большое вовлечение, чреватое влезанием во все процессы, ничего хорошего не несёт, более того оно крайне не эффективно. И как часто это бывает, везде хороша умеренность. Если вы вообще не интересуетесь делами ребенка в теннисе и ваша роль сводится к привозу его на тренировки, плохо , вы сильно ограничиваете его развитие.
Другая крайность, состоит в том ,что вы фанатичный родитель ,"залезающий" во многие тренировочные дела. Именно "залезающий", а не интересующийся, что совсем разные вещи. Интересующийся, это правильный родитель , который должен понять какая тренерская философия на развитие вашего ребёнка есть у тренера, нет ли осложнённых обстоятельств, как всё строится и протекает, помогающий процессу, а не мешающий. А вот "Трудный Родитель" затрудняет этот процесс, и именно такую формулировку выбрали Дж.Лоэр и Е.Кан, описывающие в своей "Книге для родителей, чьи дети занимаются теннисом", признаки таковых родителей. И это проблема в первую очередь для самого родителя и его ребёнка, и об этом написано в каждом теннисном пособии, поднимающем данную тему. Своим давлением, постоянными замечаниями , "корректировками", итп проявлениями осведомлённости, он разрушает процесс и психологическую устойчивость своего ребёнка . И конечно мешает тренировочному процессу. Именно поэтому, тренеры иногда не допускают до тренировок родителей. Не допускают возможности их психологического, в первую очередь, влияния на процесс.
Все тренеры знают, что родители очень переживают за детей и могут вольно или невольно вмешаться в процесс с несвоевременными замечаниями, эмоциями и рекомендациями или даже сарказмом. Ребёнок при этом не будет понимать, кого же ему слушать, может расстроиться и даже "выпасть" из тренировки на некоторое время, а тренер не сможет проводить спокойную и эффективную линию на достижение результата. Вмешиваться в тренировочный процесс недопустимо вне зависимости от того правильно ли, на ваш взгляд, всё делает тренер или нет. Если вы как родитель, понимаете, что делает ваш тренер и согласны с этим, прекратите привносить всяческое напряжение в тренировочный и соревновательный процесс. Если считаете, что тренер организует неправильный тренировочный процесс, обсудите это после тренировки. Попытайтесь донести до тренера ваши озабоченности и выслушайте его позицию. Если считаете, что правы вы, а ситуация хроническая, то лучше сменить тренера и не мучить себя и ребенка. Имейте ввиду ,что проблема может быть в вас как в вечно "залезающем" родителе, а не только в постоянно плохом тренере, что также, бесспорно бывает.
Чтобы советы были для вас, уважаемые родители, более весомыми и авторитетными, я возьму их из "Учебника передового тренера", выпущенного под эгидой международной теннисной федерации ITF, а также из книги спортивного психолога Дж. Лоэра. Почитайте, вдумайтесь и поймите, эта проблема не сегодня родилась, её уже изучили тысячи разных специалистов. Не создавайте себе и своим детям проблем на их теннисном пути.
Что делать и Что нельзя делать Родителям.( "Учебник передового тренера",М.Креспо и Д.Милей.)
Что делать
- Поддерживайте двухсторонний контакт с тренером
-Будьте "интересующимся" и в меру вовлеченным родителем
- Уважайте мнение тренера и дайте ему спокойно тренировать
- Оценивайте прогресс ребёнка, прежде всего с точки зрения развития теннисной техники , а не результата соревнования
- Рядом с кортом старайтесь выглядеть спокойным расслабленным и позитивно настроенным , учтите , противоположные состояния легко передаются детям даже на расстоянии
- Поощряйте усилия, так же как и результат, цените работу ребёнка на тренировках
-Верьте в своих детей
- Будьте рядом с ребёнком, если он проиграл, но если он хочет, оставьте его в покое
-Создавайте возможности ребёнку заниматься теннисом в приемлемом для него графике (с точки зрения физической и психологической составляющей)
- Помогайте ребёнку быть дисциплинированным и самостоятельным
- Будьте реалистичным в ваших ожиданиях теннисной карьеры ребёнка
--------------------
Что нельзя делать
- Делать теннис единственной целью в жизни ребёнка , отлучая его от всего остального
- Вмешиваться или залезать в тренировочный процесс
- Не давите психологически на ребёнка до, во время и после тренировок и матчей , анализируйте всё спокойно , умейте слушать и слышать ребёнка и тренера
- После проигрыша сразу не разбирайте матч, сделайте паузу в час-два ,чтобы эмоции улеглись
- Не вызывайте своими действиями чувство вины у ребёнка за потраченное вами время и деньги на теннис.
- Нельзя игнорировать боли или психологические расстройства ребёнка
- Не игнорируйте обман ребёнка или его плохое поведение и манеры
- Не используйте сарказм для мотивации и страх для улучшения дисциплины
- Не будьте источником дополнительного волнения и стресса для ребёнка
-Не будьте излишне критичным к ребенку , упрекая его за любые ошибки
-Не подменяйте тренера , если доверяете ему
- Не создавайте ситуацию, при которой ребенок боится проиграть, из-за возможной вашей отрицательной реакции
- Не говорите "мы выиграли" или "мы играли"
- Не тренируйтесь у двух разных тренеров, разница в подходах и методах может отрицательно повлиять на развитие теннисиста
------------------------------
Далее представлены характеристики "трудных" родителей из "Книги для родителей, чьи дети занимаются теннисом" ( Дж. Лоэр. Е.Кан). Именно так в этой книге, называются родители, которые скорее мешают, чем помогают своим детям, играющим в теннис. Настоятельно советую присмотреться к этим характеристикам и попытаться отнестись к себе максимально объективно, при оценке себя и своих действий. Если вы найдёте у себя хотя бы часть данных проявлений, вам надо серьёзно задуматься над теми последствиями, к которым это может привести.
Итак, переходим к этим 10 характеристикам.
"Трудные" родители оказывают дополнительное давление помимо того, которое спортсмен получает от самого тенниса. Теннис является игрой, в которой давление - это постоянная движущая сила. Любое неоправданное стремление к победе обостряет и без того всегда присутствующий стресс, который зачастую спортсмену бывает не под силу преодолеть.
"Трудные" родители прибегают к воздействию страхом. Такие родители используют наказание, а также угрозу лишить своей любви с тем, чтобы заставить своих детей выступать лучше. К сожалению, это срабатывает, но в течение какого-то времени. Дети добиваются видимого успеха, в результате чего у родителей возникает уверенность, что их тактика правильная. Но присутствующий эмоциональный риск оборачивается опасностью для здоровья детей через какое-то время.
"Трудные" родители постоянно критикуют. Такие родители утрачивают объективность и вмешиваются в этику победы или поражения. Они не соблюдают чувства дистанции между собой и своими детьми. Они утрачивают перспективу в отношении опыта и не могут помочь совладать с эмоциями или вернуть ребенка в здоровую обстановку.
"Трудные" родители редко понимают проявления неуверенности. Исследования показали, что дети, у которых проявляются черты повышенного беспокойства, как правило, имею родителей, которые не чувствуют проявления этих черт. Дети говорят, что они боятся играть, они нервничают или переживают напряжение. «А что тут такого», - обычно говорят эти родители.
"Трудные" родители проявляют негативные эмоции. Родитель, расхаживая вдоль боковой линии и впадающий в негодование из-за спорного решения судьи или другого не понравившегося ему момента, оказывает еще большее давление на молодого игрока.
"Трудные" родители мыслят негативно. Негативное мышление плохой пример для юниоров. Негативное мышление проявляется не в том, что родители хотят, что-то сделать из своих детей. И не в том, что родители не видят несоответствие между тем, что они требуют от своих детей и тем, что они делают сами.
"Трудные" родители постоянно ворчат. Они постоянно нависают над ребёнком. То они утверждают, что ребёнок не так тренируется, то недостаточно работает со скакалкой, они часто находят повод показать, что ребёнок не выполняет свои обязанности.
"Трудные" родители порождают чувство вины. Они использует это для того, чтобы заставить ребёнка поступать так как они хотят. Типичное замечание: "Мы столько для тебя сделали" или "Семья стольким пожертвовала". У ребенка возникает чувство, что из-за его тенниса другие члены семьи не могут позволить себе отдохнуть во время отпуска, и что у них нет свободного времени. Когда ребенок проигрывает, он задумывается: «Все столько сделали, а что же я».
"Трудные" родители делают теннис более значимым чем сама жизнь. Важность матча и турнира вырастает до невероятных размеров. Все в семье остальное отходит на задний план. Если чувство собственного достоинства молодого спортсмена зависит от его победы или поражения, то такой перекос может иметь трагические последствия. У ребенка не должно возникать чувство, что он менее ценен, когда он проигрывает, его меньше любят.
"Трудные" родители закрывают на многое глаза. Если ребенок делает успехи в теннисе, то "трудные" родители спускают ему с рук очень значительные проступки в других сферах его жизни. Отсутствие самодисциплины сильно бьет по молодому атлету, когда его теннисная карьера подходит к концу и на повестку дня выходят отношения в школьном классе и на рабочем месте. Даже успех на теннисном корте не может гарантировать зрелое поведение вне корта. Слава, которую приобретает молодой теннисист с помощью своих ударов, может вызвать у него ложное восприятие мира.
"Для успеха в теннисе родитель должен уметь смотреть дальше результата игры на корте. Если поставлена цель, сделать ребенка блестящим игроком, насколько это возможно, то жизнь требует, чтобы родители держались сзади, ослабляли давление, испытываемое их ребенком, воспитывали и поддерживали его"
Как видите, быть хорошим теннисным родителем не так легко, требуется такая же психологическая устойчивость и дисциплина, подконтрольный разум и сдержанность, умение общаться, да много ещё чего. Мы требуем этого от детей, но владеем ли этим сами ? Посмотрите на это, как на шанс развить себя и свои психологические силы, это поможет вам не только в этом направлении.
Данный раздел создан для повышения информированности теннисных родителей о важности формирования правильного и конструктивного родительского поведения и помощи своим детям на их теннисном пути. Поскольку часто осознание проблем приходит на переосмыслении опыта, далее приведу некоторые типичные и реальные примеры.
Надеюсь, что информация представленная здесь поможет произвести теннисным родителям некоторую переоценку своих взглядов, в части чрезмерного "стимулирования" своих детей в процессе их теннисного развития. Родители, сильнее всех переживают за своих детей и всегда хотят им добра, но от некого недопонимания, что давление и неверная фокусировка на ложных целях и задачах, является скорее злом, происходит обратное действие, которое часто приводит к одному и тому же результату. Хорошо если после этого, отношения родитель-ребенок выровняются и сохраняться нормальными, а ведь и это можно загубить, застывшей обидой в процессе подобных теннисных взаимоотношений. Да, мы, мамы и папы, тоже подвергаемся определенному напряжению в процессе теннисного развития наших детей, постоянно думаем и переживаем за тренировочный и турнирный режимы, нахождение тренера и отношения с ним, забот много. В конце концов, мы часто задумываемся, зачем, как и на какие деньги всё это происходит, будет продолжаться и к чему может привести. В каждый новый отрезок времени, мы порой видим это всё под разным углом и ракурсом, что может приводить к периодическому переосмыслению, а часто и к непониманию перспектив происходящего. Именно поэтому, важно осознать такие важные вещи на этом тернистом теннисном пути, как постановку целей, формирование качественного базиса и периодизацию в развитии, контроль движения и гармоничное существование внутри этого мировоззрения. При этом у вас может исчезнуть множество проистекающих отсюда психологических проблем, и сама эффективность, нацеленная на истинные цели поднимется на другой уровень.
Итак, переходим к историям, и первая показывает нам, как мы, родители, порой можем не замечать проблему, которая перерастает в критическую и самым негативным образом влияет на наших детей.
---------------
На одном из турниров, я сидел на трибуне открытых кортов сбоку от них и смотрел за игрой своей дочери как бы через корт. Как раз на этой ближайшем корте играла девочка, чьи родители постоянно сопровождали её игру громкими негативными комментариями и недовольными замечаниями, с явной эмоциональной окраской, особенно усердствовал отец. Она конечно, слышала это, и ощущала на себе их негативное воздействие, что нередко явно проявлялось в поведении. Я сидел чуть выше и сзади и уже хотел пересесть, но вдруг мужчина сидевший рядом с ними, достаточно громко в какой-то момент сказал: "вот и я прессовал своего до 14 лет, а он у меня не один турнир выиграл.., а потом он однажды пришёл и сказал нам, что больше не хочет заниматься теннисом, спасибо, извините". Эта фраза, заставила меня отвлечься от матча и послушать ещё несколько его комментариев этой родительской паре. Как он пояснил, их с женой, постоянное давление и особенно по поводу результатов на турнирах, привело к потере у сына желания играть в теннис вообще. Затем он сказал, что младшую дочь теперь воспитывают в теннисе совсем по другому. Кстати , те родители оказались достаточно мудрыми людьми, если поняли ту, свою глобальную ошибку в формировании у сына разрушающей по своей сути концепции. А ведь некоторые папы и мамы, даже после всего этого, часто не понимают почему же так всё случилось, зачем, и что они делали. А быть может не правильно было сформировано теннисное развитие ребёнка и в этом виноваты прежде всего они сами?
------
Следующий случай, не носит какого-то драматического характера, однако демонстрирует, как чрезмерное давление по ходу тренировки, может осложнить её эффективность, а порой и разрушить игровые кондиции. В беседе с одним из теннисных тренеров, регулярно спаррингующим довольно серьезную молодую теннисистку, он рассказал мне, явно бросающееся в глаза обстоятельство. Когда родители теннисистки начинали давать ей по ходу игры комментарии и критиковать, у неё почти не было шансов выиграть тренировочный матч с ним. В данном случае, нет ничего странного, скорее это закономерность и следствие накопившегося чрезмерного давления и неконструктивного взаимодействия. Наверняка , эти теннисные родители, вполне образованные люди и даже слышали и читали, о том, что на профи уровне тенниса, психология спортсмена его главное оружие, что позволяет раскрыться теннисисту в полном объёме, ну или как минимум сильно не придушить имеющееся состояние. Но к сожалению, как это всегда бывает, знать в теории, не означает увидеть эту проблематику в своём случае и уж тем более, сделать в этом направлении конкретные шаги. Я не говорю, что нельзя делать замечания или правки в процессе тренировок, они именно для этого и нужны, речь о том ,что это должно быть эффективным, эмоционально верным и помогать, а не мешать, как было в том случае. А вот эту, хорошо работающую коммуникацию, призванную поддерживать теннисиста как психологически, так и корректировать технически, и надо выстраивать. Это является одной из главных задач тренера или родителей, если уж они тренируют ребёнка самостоятельно, что всегда достаточно непросто.
------
Этот пример чётко показывает взаимосвязь разнообразных, втч и болезненных состояний у некоторых детей с психологическим напряжением. Случай произошёл, когда мы ездили на один из детских турниров. Дело было в одном подмосковном "дутике", и поскольку там нет трибун сверху, откуда можно смотреть за игрой на дальних кортах, все родители располагались сбоку у одного корта. Рядом со мной стояли другие родители, чьи дети разминались на корте прямо перед нами. Вдруг я услышал , как одна девочка на этом ближнем корте, в ответ на какой-то вопрос родителей, крикнула им, что у неё голова болит и она не может играть. Поскольку эти родители стояли около меня, и я оказался в прямом визуальном контакте с ними, то невольно спросил их, что с ней и зачем она мучается, играя в болезненном состоянии. Они пояснили мне, что она была абсолютно здорова до разминки, и также сказали ,что обычно дочь не придумывает такие вещи и стали при этом сильно озабочены. Тогда я предположил, почему это происходит, но вмешиваться с советами не стал. Однако, их перекрикивание продолжилось и девочка сказала ,что голова болит ещё больше и начала хныкать, на что родители стали как-то подбадривать, но это никакого положительного действия не оказало. Тогда я не удержался и сказал им , что это скорее всего боль соматического характера и проблемы в её состоянии сильной тревожности. Они посмотрели на меня с непониманием и спросили "что!?" Время особо не было пояснять всю цепочку развития болей соматического характера и общую проблематику, поэтому я сказал им, что могу дать один эффективный совет и они должны его выполнить прямо сейчас, чтобы успеть увидеть положительный эффект до начала турнира. Выслушав меня, они подозвали дочь и сказали ей коротко и конкретно то, что я и просил. Смысл их речи в правильной, построенной в правильной эмоциональной окраске , был в донесении до дочери родительского ожидания от её игры и результата, совсем другого характера. Через некоторое время, радостный вид этой юной теннисистки говорил сам за себя, хотя я услышал также и её ответ о том ,что голова перестала болеть. Быть может, это покажется кому-то странным или удивительным, но это была обычная соматическая реакция , вызванная состоянием большого внутреннего напряжения . В конкретно этом случае психологические проявления напряженности сказались на головной боли, но у других детей и при других ситуациях, это может быть проявлено в виде болей в области живота, мышечных блоков, скованности верхнего плечевого пояса, потере точности в мелкой моторике и других явных или скрытых отрицательных последствиях. Какова будет эффективность игры в таких состояниях, думаю всем понятно. Из этой же области, но несколько в другом контексте, и ситуации с провалами по ходу матча, где уже не так просто добиться оптимального игрового психологического состояния.
------
Данная история показывает как реагируют дети на подобные проявления давления со стороны родителей , и как у них буквально убивается мотивация для дальнейших занятий теннисом, руками своих же родителей. В тот раз я возил свою дочь на теннисный турнир РТТ в Люберцы, где она и увидела в раздевалке следующую ситуацию. После матча, переодеваясь рядом с ней оказались две девочки (9-10 лет), одна из которых утешала другую по поводу её проигрыша в окончившемся матче. Она говорила, ей что не надо так переживать, мол выиграешь в другой раз, но та, чуть ли не плакала. Кто-то из них спросил мою дочь, на тему выиграла она или нет в своём матче, и получив ответ, что и она проиграла, со стороны расстроившейся теннисистки было недоумение, мол почему тогда ты такая спокойная. Вдруг в раздевалку вошла мама этой девочки и сходу начала кричать : "Я не затем трачу кучу своего времени и денег, чтобы ты проигрывала и так играла.., сколько можно.., завтра на тренировке тебе тренер даст! ". После чего она также быстро вышла, а её дочь получив очередную порцию негатива и давления, окончательно расстроилась, заплакала и сказала своей подруге, что не хочет идти завтра на тренировку и добавила, что-то типа "надоело ...когда же они от меня отстанут".
-------
Примеры, истории и заключения, приведённые ниже, взяты из "Книги для родителей, чьи дети занимаются теннисом",написанную психологом Дж. Лоэром . Он изменил имена и фамилии в отдельных случаях, но это все абсолютно реальные истории. Поскольку, полная версия каждой, занимает много места, я сжал их до описания сути. Полные истории, можете прочитать в данной книге.
----
Хью (отец) говорил дочерям:"Жизнь хороша, если ты побеждаешь. Такова моя философия в бизнесе, и этому я вас и учу, как родитель. Я хочу, чтобы вы были в самой лучшей форме". И он придумал несколько систем поощрения и наказания , в том числе за результаты матчей. И на первом этапе всё шло по его сценарию, девочки начали побеждать уже к 9 годам на разных турнирах в США." Стимулы" были разные, вплоть до отсутствия внимания к дочерям, при проигрышах и материальных лишений, и наоборот при выигрышах. Постепенно дети росли, испытывая разные психологические проблемы, о чём подробно описано в книге, и всё поменялось, пошли проигрыши, эмоциональные срывы, отношения в семье испортились. Одна за другой они бросили теннис, хотя отец "боролся" за продолжение занятий всеми силами, угрожая им, что они лишаться всех материальных благ, но и это не помогло.
-----
Энистон, занимавший 16 строчку теннисистов США, так сказал о своих ощущениях журналу "World Tennis" :"Я испытывал колоссальный прессинг, выходя каждый раз на корт, теннис стал полностью моей жизнью". После получения травмы, его как бы вычеркнули из жизни."Теннис был моей единственной опорой", - делает вывод Эннистон, высказываясь по поводу своей теннисной карьеры, "когда она рухнула меня потянуло к наркотикам и самоубийству". В случае с Эннистоном, как и в случаях с другими молодыми игроками, чья жизнь утратила уравновешенность, тяга к успеху, который приносит теннис, может обернуться для игрока утратой веры в то, что вообще способен добиться успеха. Даже юниоры в возрасте 13лет, могут чувствовать себя неудачниками, побеждёнными, утратившими чувство внутренней ориентации, интереса к тому, что они делают в том числе и в жизни. Когда это происходит, дети начинают бунтовать, теряют самообладание, совершают безумные поступки, пытаясь бороться с призрачной волной стресса. Подобно Эннистону, они могут даже приобщится к наркотикам и иметь суицидные мысли.
-----
Отец, Джон Шнайдер, считал, что из его дочери ,Крис, выйдет очень хороший игрок. "Затраченные деньги будут стоить этого", говорил он жене, но вскоре начало выясняться, что всё может быть и по-другому. Начались поражения, и что хуже всего, у Кристины начала возникать апатия по отношению к игре, она утратила вкус к соревнованиям. "У меня такое чувство, что из-за меня рушится семья, родители тратят на меня большие деньги, но ничего не получается", призналась она однажды. Это чувство вины было для неё слишком большим, чтобы получать удовольствие от игры. Родители не понимали, что происходит и продолжали настойчиво и целенаправленно проводить свою линию на "стимулирование" дочери. "Она желает играть, она заряжена на игру, она должна стать теннисисткой",- говорил отец. Но его последующие комментарии уже были иными: " А что мне теперь делать, когда потрачено больше 50 тыс. долларов..неужели просто остановиться." Его опасное мышление с давлением на результат, с самого начала закладывало фундамент на потерю мотивации и разрушению.
-----
"Победа не всё, это - единственное". Такой плакат, с высказыванием знаменитого бейсбольного тренера Винса Ломбарди, видела Лори Костен, одна из лучших юниорок США, о которой журнал "Спорт илюстрейтед" помещал откровенную статью, посвященную юниорскому теннису. Эту аксиому ей пытались навязать родители, верящие в накачку такими способами. Только после того, как у неё стали сильно проявляться симптомы "выгорания", отец снял этот плакат. Но не изменил своей философии. В конце концов, она рассталась с теннисом, хотя очень успешно играла в юные годы и занимала второе место в национальной классификации.
---------
Близкая подруга Лори Костен, Эмдер входила в своей возрастной группе в десятку национального рейтинга , для 12летних теннисисток. Подобно Костен, она была также очень чувствительна к напряженности в юниорском теннисе. После одного из национальных турниров у неё пропал аппетит, она начала сильно терять в весе и её стал лечить психиатр. Однажды, оставшись дома одна, она зашла в чулан и разрядила в себя дробовик. Хотя её отец в интервью "Спорт иллюстрейтед",выразил сомнение, что её смерть непосредственно связана с теннисом, в официальном заявлении содержался ясный вывод: юниорский теннис таит в себе опасность для молодых игроков.
--------
В статье были и другие ужасные факты. Ховард Шенфильд, выигравший турнир в западном Мичигане, перенес такую эмоциональную травму, что он затем в течении 9 лет ни разу не прикасался к ракетке. И эта травма вышла за пределы тенниса, он оказался в тупике, потерянный и лишенный всех иллюзий. Джек Уорд, выросший в Денвере, которого сравнивали с великим Родом Лейвером, расстался с теннисом до 16 лет и никогда не возвращался в него. "Однажды, я просто не смог подавать, т.к не мог справиться с нервами", сказал он потом в интервью. Эти истории показывают последствия той атмосферы напряжения и давления, которая есть в юниорском теннисе, и которую иногда создают родители своими руками. Зачастую родительские инстинкты ошибочны, а применение большого давления может вызвать у игрока множество психологических проблем, заключает психолог Лоэр.
--------
"От некоторых родителей можно сойти с ума, они часами заставляют детишек выполнять свои задания на корте, орут на них и доводят до слёз..уж поверьте , дети будут ненавидеть теннис, и как только у них будет шанс бросить теннис, они сделаю это". Так сказала, легендарная теннисиста Трейси Остин в книге "Выигрышная комбинация", написанная Боллитиери и Энтони.
------
Родители, которые не видят жизнь своего ребёнка во всём разнообразии, не смогут создать ему эмоциональный климат, необходимый для достижения успеха в теннисе, утверждает спортивный психолог Дж.Лоэр и продолжает. Теннис должен учить ребёнка умению управлять собой, сдержанности, самообладанию, а не разрушающей самоуверенности, порождающей личное смятение и дополнительный стресс. Родители, которые сами срываются, дают недвусмысленный пример своим детям, поступать таким же образом. Вообще "чудеса" их поведения переходят иногда все границы. После турнира в штате Вирджиния, отец ударил по щеке свою дочь , после проигрыша в матче, который по его мнению она должна была выиграть. Другой случай, отец бросил сына после проигранного им матча и тот не знал как добраться домой. Малышам иногда приходится сражаться с психологическими вывертами родителей, и это окажет существенное влияние на их теннис и саму жизнь.
---
Американская юниорка Синди Барбер, так вспоминает один из показательных случаев проявления тяжелого психологического состояния. "Я играла в группе до 12 лет с девочкой, которая занимала более высокое место по рейтингу, и я никогда ранее не выигрывала у неё . На этот раз я вела в первом сете 5-4 и подавала. Вдруг я услышала как соперница сказала, что не может продолжать, затем она у неё начались странные проявления и она потеряла сознание. Диагноз был из области психологии.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Не хочу дополнительно рассказывать про истории, которые многие слышали, про размышления родителей, о том что их ребёнок имел много медалей и кубков, часто выигрывал, но потом вдруг почему-то всё остановилось. Они "завязали с теннисом" , потратили много времени , сил, нервов и денег, и ничего не вышло, да при этом ещё и ребёнок не развивался в других областях и получил травмы и повышенную нервозность. А это всё последствия того неверного теннисного развития, некорректно поставленных целей и средств достижения, отсутствию главного фактора развития его как сильной личности, опирающегося на теннис как на среду, где и можно стать сильным физически , духовно и ментально.
В заключении, ещё раз хочу напомнить родителям. Ваш ребенок в теннисе находится внутри достаточно изученной спортивной индустрии со всеми её факторами и проявлениями. Постарайтесь вникнуть в вашу роль, как с профессиональной точки зрения, так и с психологической и обобщающей всё это концепцией собственного представления и отношения к этому. Благо, что уже на эти темы написано огромное количество книг и статей, и не надо замыкаться в своём кругозоре. Если не получается разобраться самостоятельно, обращайтесь к специалистам.
Удачи всем молодым теннисистам и их родителям на непростом, но таком увлекательном и познавательном пути! И помните, что психологический и философский подход: "Не важно Кто ты Сейчас, важно, Что и Как ты делаешь", поможет добиться очень многого, фундаментально и психологически свободно, строя свою теннисную и повседневную жизнь.
Всегда рад помочь по огромному спектру теннисных вопросов. В разделе Помощь и Услуги , можно ознакомиться с тем комплексом задач и проблем, которые помогаю решить.